Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ ГОРОДА ЦАРЕВОКОКШАЙСКА. ИСТОРИЯ ЗАКРЫТИЯ

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ ГОРОДА ЦАРЕВОКОКШАЙСКА. ИСТОРИЯ ЗАКРЫТИЯ

ПРОТОКОЛ

Собрания Граждан деревень Жуково, Ширяйково, Сидорова, Маркова Кожина, Пахомова, и Турунова Вараксинской волости и части города Краснококшайска прихожан Троицкой церкви г.Краснококшайска

1920 года, Мая … дня, мы нижеподписавшиеся граждане указанных выше деревень, обсудив объявление Губернской комиссии по отделению церкви от государства, распубликованное в газете «Знамя труда» № 101, постановили образовать приходскую православную - христианскую общину при Троицкой церкви г.Краснококшайска и из своей среды избрать и избрали представителей от вновь образовавшейся церковной общины следующих лиц: 1/ гражданина дер.Пахомовой Василия Миронова Чернова и 2/ гражданина дер.Жуковой Константина Вавилова Чернова и кандидатами к ним 1/ гражданина дер.Жуковой Александра Степанова Старикова и 2/ гражданина дер.Кожиной Михаила Константинова Кожина, которым и поручаем заявить уездной комиссии по отделению церкви от государства: 1.о нашем желании принять в свое ведение здание Троицкой церкви г.Краснококшайска с домами для жилья служителейцеркви, находящиеся по улице Анисимовской № 133 и Республиканской № 137; 2, представить комиссии опись здания, религиозного имущества и числящихся до 23 января 1918 года церковных капиталов и3, заключить с комиссией соответствующий договор.

Подписи:

Материалы религиозной общины Троицкой церкви г.Краснококшайска ( устав, протокол собрания верующих и др.) (21 июня 1922 – 8 октября 1926)

ГА РМЭ, р. 250, оп1. д.88, л.1. Подлинник.                              Машинопись

В МАРИЙСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ

ТРОИЦКАГО РЕЛИГИОЗНАГО ОБЩЕСТВА

ЗАЯВЛЕНИЕ

Представляя при сем в трех экземплярах: Устав общества, список членов общества, исполнительнаго органа его и служителей культа, а также гарбовый сбор в установленном размере, просим зарегистрировать наше общество на основании существующих узаконений Советскаго Правительства.

При этом присовокупляем, что по договору с НКЮ в 1922 году нам отдана в бесплатное бессрочное пользование здания относящиеся к культу и находящийся в них инвентарь, опись чему, надлежаще подписання, находится у нас.

1923 года сентября 1928 дня

Члены Троицкаго Религиознаго общества

Граждане г.Краснококшайска: … 12 Павел Рощин …

Деревни Кожиной … 14 Захар Анциферов …

Деревни Маркова 19 Никола Стариков

Деревни Ширяйкова 20 Алексей Сальников …

Деревни Жуковой 29 Семен Усков …

Деревни Туруновой 31 Яков Шалагин …

Деревни Сидоровой 42 Александр Шеин … (Всего 56 подписей)

Материалы Троицкой церкви г.Краснококшайска / протоколы общих собраний верующих, списки членов религиозного общества, акты, заявления и др. / (28 сентября 1923 г. – 31 октября 1932 г.)

ГА РМЭ, р. 250, оп1. д.176, л.1-1 об. Подлинник.                               Машинопись

ПРОТОКОЛ

1923 года Сентября 23 дня, мы, ниже подписавшиеся, верующие религиозной общины Троицкой церкви г.Краснококшайска быв сего числа в числе 50человек в местном нашем храме на общем собрании,

выслушали обязательное постановление Марийского Областного Исполнительного Комитета от 31 июня с/г и инструкции за № 126 о порядке регистрации религиозных обществ и имели суждение о регистрации нашей Троицкой общины, заключившей в 1922 году договор с Советской властью о передаче общине в бессрочное пользование богослужебного здания / храма / со всем принадлежащим ему имуществом,

постановили: Зарегистрировать в Областном Отделе Управления и представить ему все требуемые инструкцией документы по регистрации религиозных обществ.

Председатель Собрания В. Чернов

Материалы Троицкой церкви г.Краснококшайска / протоколы общих собраний верующих, списки членов религиозного общества, акты, заявления и др. / (28 сентября 1923 г. – 31 октября 1932 г.)

ГА РМЭ, р. 250, оп1. д.176, л.2-2 об. Подлинник.                               Машинопись

ОПИСЬ ЗДАНИЯ И ИМУЩЕСТВА ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ

ГОРОДА КРАСНОКОКШАЙСКА

I

Троицкая церковь города Краснококшайска зданием каменная, двухэтажная крытая листовым железом; в длину имеет 15 саж. 2 арш. и в щирину 6 саж. 2арш. Окон во всем здании церковном 31, из нихькроме второго света верхнего этажа, имеют железные решетки; дверей в здании трои – железных. В верхнем и нижнем по приделу, сверх крыши имеется куполов, четыре по углам, пятый в средине, кроме того, при входе в церковь нижнего этажа на паперти с правой стороны / южной / в стене имеется жилое помещение бывш., в настоящее время кладовая, кроме того имеется еще в стенах храма кладовые: в верхнем этаже три и в нижнем две. Колокольня каменная, особо от церковного здания, под колокольней каменные для жилья постройки, с восточной стороны стены. Ограда каменная, но ветхая. Так же на углу ограды юго-западной стороны имеется каменное жилое помещение, крытое тесом, с семью окнами.

II

В верхнем храме иконостас деревянный, столярной работы, в 4 яруса, окрашенный белой краской и золоченой резьбой с 8 деревян. колоннами. Всех икон в иконостасе 64: а) с серебряными ризами:

1) Образ живоносной Троицы без ризы / изъято /

2) Образ Вседержателя в Медно-посеребренной ризе размер длина 8 арш., шир.1 арш.

3) Царские врата деревянные с 6-ю меленькими иконами, размером 6х7 писанные на досках.

4) Образ Богоматери «Печерской» в ризе 5 фунт. 5 зол. Серебра, часть иконы в медно-серебренной ризе.

5) Образ Святого Николая Чудотворца в медно-серебренной ризе с серебянным венцом 1фунт 10 зол. над царскими вратами.

6) Образ Тайной вечери в медно-серебренной ризе.

Образы, писанные на досках без риз:

7) Изображение архидиакона Стефана.

8) Изображение Воскресения Христова.

9) Изображение арх. Лаврентия.

10) Изображение великомученика Георгия.

11) Шесть икон двунадесятых праздников.

13) Семь икон Архангельских чинов.

14) Образ Сошествия Св. Духа на Апостолов

15) Двенадцать ликов Св. Апостолов

16) Образ Господа Савоофа.

17) Шесть икон Двунадесятых праздников.

18) Десять икон Св. Пророков

19) Десять икон Св. Проотец

20) Образ Воскресения Христова, по бокам два ангела

Правый клирос – Иконостас на двух колонах окрашен в белую краску с золоченой резьбой; в нем иконы без риз.

21) Образ святого Власа, Модеста, Флора и Лавра.

22) Святого пророка Ильи.

Левый клирос – Иконостас на двух колоннах, окрашен в белую краску с золоченой резьбой; в нем иконы без риз.

23) Над ним на стене Св. Николай Чудотворец в медной ризе, размер 6х7.

24) Образ полугодовых Святцев.

25) Казанской Божьей Матери, писанный на доске.

26) На месте у Алтарного иконостаса, Образ Серафима Саровского медно-позолоченной ризе размером 6х7 верш.

27) На окне с северной стороны – Образ Иоанна Предтечи.

28) На северной стороне – образ Равноапостольного Владимира Еирилла и Мефодия.

29) На окне этой же стороны – образ Св. Архистратига Михаила Козьмы и Дамиана.

30) Хоругвия металлическая подле правого клироса.

31) Хоругвия тоже мет. у левого клироса.

32) Крест Господень, / утвержденный на полную вышину / 5 арш. На Спасителе серебряный венец 84 пробы 29 золотников / изъят /.

В Трапезной

Справа при входе в среднюю часть храма.

33) Иконостас на двух колоннах в котором образ Спасителя в медно-серебренной ризе длины два арш. и шириной 1 ¾ арш.

34) Образ Спасителя, сидящего в темнице

На левой стороне при входе в среднюю часть храма.

35) Иконостас на двух колоннах в котором образ Тихвинской Б. Матери в медно-серебренной ризе разм. 2 арш. и шириной 1 ¾ арш.

36) Образ с изображением Божьей Матери, а в средине – образ Троеручицы в посеребренной ризе разм. 6х7 вершк.

37) На северной стороне – Образ святого Николая Чудотв., писанный на доске.

38) две хоругви, писанные на холсте у первой: Образ Св. Троицы и Св. Николая Чудотворца, на второй – Божьей матери и крещение Господне.

39) Над аркой икона с изображением Спасителя, Бож. Матери и Иоанна Крестителя, писанные на доске.

40) На полукружье при входе в среднюю часть храма – Образ Тайной вечери и две иконы по бокам маленькие, писанные на доске.

41) Свечной ящик.

42) Два шкафа, приспособленные для хранения священных облачений

Алтарь

43) Выносной Святой Крест, крест иконописный

44) Образ Владимирской Б. Матери в медной ризе.

45) Образ Воскресения размером 1 ¾ арш. х 1 ¼ арш.

46) Образ Казанской Б.Матери в фольговой ризе, шитый китайским жемчугом с медно-посеребренным венцом

47) Образ Авраамия Болдыревского(Болгарского?), писанный на доске.

48) Образ Божьей Матери, Утоление злых сердец, в серебряной ризе.

49) На горном месте: Образ св. Митрофания в киоте медно-посеребренной ризе размером 6х7 вершков.

50) Образ св. жен. Мироносиц, маленький в киоте.

51) На престоле: Дарохранительница, медно-посеребренная под стеклянным колпаком.

В шкафу, сделанном в стене алтаря

52) Образ неруковорного Спаса, писанного на доске, размером 5х7 в.

53) Образ пророка Ильи, писанного на доске, размером 5х7 вершк.

54) Образ Александра Невского.

55) Образ Покрова Божьей Матери.

56) Образ Господа Вседержателя, в тонкой серебряной ризе разм. 4х5 вершков.

57) Образ Святого Антония, в тонкой серебряной ризе разм. 2х3 вершк.

58) Два крестильных ящика с приборами.

59) Два пасхальных трехсвечника, медно-посеребренные

60) Феник(?) с медной ручкой один.

Нижний этаж храма

Иконостас деревянный, столярной работы, в два яруса, при восьми деревянных колоннах.

Иконы в иконостасе в нижнем ярусе

1) Образ Николая Чудотворца в медной ризе 6х7 четверт.

2) Южная полюсная дверь, на ней Образ Архангела Михаила, писанный на доске.

3) Над ним образ преображения Господня, писан на доске.

4) Образ Спасителя, медно-посеребренный в ризе, размером 6х7 четв.

5) Над ним Рождество Христово, писан. на доске.

6) Царские врата, пяльцы деревянные, а в пяльцах вставленные медно-посеребренные решетки с небольшими образами 4 евангелистов и Благовещения.

7) Над Царскими вратами – тайная вечерь в медной ризе.

8) Образ Казанской Божией Матери, без ризы / изъята / в киоте, разм. 6х7 вершк.,а вя остальная часть в медно-посеребренной ризе, разм. 6х7 с 7 мал. Иконами.

9) Над ней Рождество Богородицы писан. на доске.

10) На северных полюсных дверях образ Арх. Гавриила, писан. на доске.

11) Над ним – введение во храм, писан. на доске.

12) Образ крещения Господня писан. на доске разм. 6х7.

13) ВТОРОЙ ЯРУС: Образ Жен Мироносиц, писан. на доске.

14) Образ Покров пресвятой Богородицы, писан. на доске.

15) Образ Воскресения Господня, писан. на доске.

16) Образ Сретения Господня, писан. на доске.

17) Образ Воскрешения Лазаря.

18) НА ПРАВОМ КЛИРОСЕ: Образ Св.Троицы в медно-посеребренной ризе 6х5 четв.

19) Образ трех святителей, писан. на доске, в медных венцах.

20) Хоругвия на одной стороне – Крещение господне, на другой Божья Матерь , писан. на холсте.

21) НА ЛЕВОМ КЛИРОСЕ: Хоругвия в одной стороне –Николай Чудотворец и на другой – Воскресение, писан. на холсте.

22) Образ Б. матери Скорбящей, в серебряной ризе, разм. 6х5.

23) Образ Казанской Б. матери, писан. на доске разм. 4х5 четв.

24) Образ Боголюбимой Б. матери, писан. на доске разм. 5х7 верш.

25) Паникадило медное.

26) На южной стороне – крест медно-посеребренный ризе в киоте.

27) На 1-м окне – образ Пантелеймона, писан. на доске разм. 6х7 четв.

28) На 2-м окне – образ Смоленской Б. матери в фольговой ризе.

29) На 3-м окне – образ трех святителей, писан. на доске разм. 5х6 четв.

30) Северная сторона: На 1-м окне – образ трех святителей, писан. на доске разм. 5х6 четв.

31) Пред иконостасом на двух аналоях: образ с 12-ю годов. праздниками в киоте, на втором – образ полугодовых святцев.

Трапезная:

32) Образ пер. Д – Стефана писан. на доске разм. 3х7 четв.

33) Образ Св. Феодосия Тотемского в медно-посеребренной ризе с медным венцом размером 4х7 четв.

34) Образ Вседержателя медно посеребренной ризе разм. 5х7 четв., медный венец.

35) Образ Благовещения в медно посеребренной ризе разм. 5х7 четв., медный венец.

36) Полукружье с маленькими иконами.

37) Над ним – крест, сосуд и чаша, сделан. из дерева.

38) Образ Господа Саваофа, писан. на доске.

39) Образ полугодовых Святцев, писан. на доске разм. 5х7 четв.

40) Образ Архангела Михаила (в) медно-серебренной ризе 3,5 четв. С медным венцом.

41) Бывший престол придела Благовещения, на нем Образ Благовещения в киоте в медно-серебренной ризе разм. 5х6 вершк.

42) На южной стороне на 1м окне образ Бож. матери в бумажной ризе, 3х4 четв.

43) На 2м окне – образ Св. мученицы Параскевы.

44) На стене между окнами 2 и 3м образ св. Филлорета в медной ризе 8х10 верш.

45) Северная сторона: Образ Б. матери в серебряной ризе разм. 5Х6 вершк.

46) На окне – образ Иоанна Воина в серебр. ризе разм. 2х6 верш.

47) Две водосвятные чаши: первая на два ведра, а вторая на четверть ведра.

48) Один большой свечной ящик.

49) Один малый свечной ящик.

50) Одна медная купель.

АЛТАРЬ

51) ВОСТОЧНАЯ СТОРОНА: Образ Спасителя под крестом, писан. на стене.

52) Деревянный выносной крест.

53) Над средним окном, образ спасителя в киоте разм. 3Х4 вершк.

54) Образ Б. матери в медной ризе разм. 8Х10 верш., выносная.

55) Образ Погребения Христа, писан. на стене.

56) Образ Серафима Саровского, писан. на доске разм. 5Х6 верш.

57) Образ Св.Николая Чудотворца в киоте без ризы.

58) Над царскими вратами образ Б. матери, писан. на доске. Древня.

59)На жертвеннике икона Воскресения Господня в сер. ризе разм. 4Х5 верш.

60) Шкаф деревянный, в нем хранится:

61) Образ Гурия Варсонофия и Германа Казанского писан. на доске

62) Образ Казанской Б. матери в киоте без ризы / изъята /.

63-64) Два образа Архистрата Михаила, писан. на доске.

65) Образ Архистрата Михаила в киоте.

66) Маленькая щеточка волосяная.

67-69) Три копья для вынимания частиц из просфор металлические.

70) Воздух 17 комплектов, полных и два не полных.

71) Покрывал на аналои 9, из них 4 ветхие.

72) Покрывал на Престол 6.

73) Платков шелковых 7, ветхие.

74) Платков шерстяных 4.

75) Покрывал на панихидный столик 6, поношенные.

76) Занавесей для царских врат 6, поношенные.

77) Покрывал на жертвенник – 4, ветхие.

78) Два футляра для крестов деревянные, старые.

79) Два подноса железные.

80) Колпаков стеклянных в обоих храмах три – два большие и один маленький.

81) Покров для умерших три поношенные.

82) Тубареток две – деревянные.

83) Панихидных столиков три.

84) Всего комодов в обоих храмах – три.

85) Всего свечных ящиков три: Из них 1 маленький и 2 большие.

86) Всего шкафов в обоих храмах четыре.

87) Брачных венцов два – меднопозолоченные.

ЛАМПАДЫ:

88) Лампад медно-посеребренных восемь – больш. ветхие.

89) Лампад медно-посеребренных – две малых.

ПОДСВЕЧНИКИ:

90) Подсвечников медно-посеребренных восемьнадцать /18/, из них один трех свечник, и один пятисвечник.

ПАНИКАДИЛЫ

91) Одно медно-посеребренное в верхнем храме в пять ярусов.

92) Одно медно-посеребренное в нижнем храме в два яруса.

АНАЛОИ

93) Больших аналоев пять /5/.

94) Малого размера два /2/.

КАДИЛА

95) Одно кадило серебряное без пробы весом 140 золотников.

96) Одно кадило медное.

РИЗНИЦА

97) Евангелие в лист на александрийской бумаге, серебряное украшение /изъято/.

98) Евангелие в лист на александрийской бумаге, верхняя сторона обложена вся серебряным тонким листом с изображением на нем Воскресения и 4-х евангелистов, на задней стороне по углам, в середине звездица круглая, ниже надпись пожертвованное Новиковым / выкупленное /.

99) Евангелие в лист на Александрийской бумаге, обложен кругом медно-посеребренным металлом на передней стороне с пятью выпуклыми выступлениями, на которых написаны по углам 4 евангелиста и в средине Воскресение Господне.

100) Евангелие в лист на александрийской бумаге, покрыт малиновым бархатом, с углов серебряное украшение / изъято /.

101) Евангелие в восьмую листа на александрийской бумаге, верхняя доска обложена медно-посеребренным металлом с изображением на нем по углам 4-х евангелистов, а в средине Воскресение Христа.

102) Евангелие в восьмую листа на александрийской бумаге, верхняя доска обложена медно-посеребренным металлом с изображением на нем по углам 4-х евангелистов, а в средине Воскресение Христа.

103) Евангелие в восьмую листа на александрийской бумаге, ветхое, обложено кругом бархатом, на верхней доске прибит Медный крест.

104) Один крест серебряный, 84 проб., весом 2 фунта.

105) Один крест серебряный, 84 проб., 65 золотников.

106) Четыре креста медных малого размера.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ СОСУДЫ:

107) Потир серебрянный, 84 проб., 165 зол. Один /1/.

108) Одна звездица серебрянная, 84 проб., весом 34 золот.

109) Одна лжица серебрянная, 84 проб., средней величины, вес. 9 золотн.

110) Одна лжица серебрянная, 84 проб., средней величины, вес. 10 зол.

111) Одна лжица серебрянная, 84 проб., малой величины.

112) Одна тарелочка серебрянная, вес 16 золотн.

113) Одна тарелочка серебрянная, вес 16 золотн.

114) Три тарелки медных.

115) Сосуд металлический для благословения хлебов – один.

116) Ковш один серебряный 84 проб., весом 18 золотн.

117) Ковш один медно-посеребренный малого размера.

118) Чайников медных один.

119) Умывальница / чайник / медная одна.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦЫ:

120) Одна серебрянная весом 384 золотн. / в нижнем храме /.

121) Одна медно-посеребренная / в верхнем храме /.

122) Одна оловянная ветхая.

ОБЛАЧЕНИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ:

123) Риз парчевых 19 из них 8 ветхих

124) Риз плисовых 4 из них 3 ветхих

125) Риз шелковых 4 из них 2 ветхих

126) Стихарей парчевых 6 из них 2 ветхих.

127) Стихарей плисовых одна /1/ поношен.

128) Подрясников разных 24 из них 8 ветхих.

129) Два персидских ковра.

КОЛОКОЛА:

130) Один весом 281 пуд 39 фунтов.

131) Один весом 146 пуд 14 ф.

132) Один весом 68 пуд 17 ф.

133) Один весом 21 пуд 13 ф.

134) Один весом 4 пуда

135) Один весом 2 пуда 4 ф.

136) Один весом 1 пуд 1 ф.

) Полотенцев 18. Пелена 6.

При составлении настоящей описи присутствовали граждане от нижеследующих обществ:

1 Дер. Жуковой Александр Стариков

2 Дер. Ширяйковой Степан Тимофеев Семенов

3 Дер. Сидоровой Иван Николаев Нестеров

4 Дер. Марковой Николай Васильев Стариков

5 Дер. Кожиной Федор Якимович Анциферов

6 Дер. Пахомовой Иван Ефимович неграмот. гражданин

7 Гор. Краснококшайска В.И. Ильин (неразборчиво) / росп. Петров /

8 Священник Троицкой общины Петров Иван Лукич

КНИГИ:

137) Богослужебных книг полный комплект 30 штук.

138) Книг в церковной библиотеке до ста штук.

139) Книги не представляющие ценности и нет отдельных сочинений, и сборники журналов, главным образом, «Православного Собеседника» и «Известия по Казанской Епархии».

Настоящая опись верна, взята с наличия в чем и подписуемся присутствующие члены Троицкой общины верующих: Зачеркнутому красными чернилами верить Александр Стариков   Федор Якимович Анциферов неграм.   Иван Ефимович Чернов   Николай Василь Стариков за неграм. А. Чернов   Свящ. Петров И.Л.

1922 года Июня 20 дня

Материалы Троицкой церкви г.Краснококшайска / протоколы общих собраний верующих, списки членов религиозного общества, акты, заявления и др. / (28 сентября 1923 г. – 31 октября 1932 г.)

ГА РМЭ, р. 250, оп1. д.176, л.10-14. Копия.                               Машинопись

При проверке культимущества 30/ X - 29 г. обнаружено

следующие не внесенные в опись вещи:

Плащаница темно-бардового бархата украшена по сторонам шита золотом

Дароносица серебрянная

Подножный ковер персидский

Дорожка шерстяная

Персидский ковер квадратный

Скамеек со спинками 1

Скамеек без спинок 9

Лампа висячая молния с абажуром

Висячий шкаф со стеклянной дверкой

Чехол бархатной

8 висячих подсвечника медных из них 2 мал.

1 походный фонарь

2 выносных хоругви малин.

27 разных полотенцев

1 блок железный

3 Стихаря

1 Комплект воздухов

6 штук шерстяных платков

1 Лестница

Не внесена в опись икона Св. Велик. Иоанна и Валентина подар. Петровым

1 Самовар медный в ¾ ведра

1 Чугунный горшок в два ведра

1 Чугунный горшок в ½ ведра

2 ведра железных

1 ковшик

2 ухвата

1 кочерга

1 самоварная труба

2 железных лопаты

1 топор ветхий

1 столовая лампа Медная 7-ми лин.

Материалы Троицкой церкви г.Краснококшайска / протоколы общих собраний верующих, списки членов религиозного общества, акты, заявления и др. / (28 сентября 1923 г. – 31 октября 1932 г.)

ГА РМЭ, р. 250, оп1. д.176, л.14-14 об. Подлинник.                               Рукопись

АКТ

29 Мая 1928 года. Мы ниже подписавшиеся представители Строй контроля Боровков Н.С., Горсовета техн. Панов Н.А., Облпрофсовета Краснов С.А., Адмотдела Смирнов И.В. и инж. Стройконторы Шорин П.С., согласно предложения Арм отдела от 5-III-28 г. за № ё455 произвели осмотр Троицкой церкви с целью определения устойчивости колокольни и технического состояния корпуса и нашли:

1 Вскрытие фундамента колокольни с северной стороны обнаружено уширение фундамента сплошным массивом кладки шириной до 2 метров по всей северной стороне.

2 Вскрытый фундамент с противоположной южной стороны уклонения не имеет.

3 Данное состоятельство свидетельствует о замеченном при кладке отходе первого яруса колокольни к северу, в следствии чего не представлялась возможность безопасно вести кладку последующих ярусов. В виду этого строителями было введено уширение фундаментов с укреплением примыкающего грунта щебнем и заливкой известковым раствором.

Последующие яруса выше первого заложены намеренно с некоторым уклоном в южную сторону, противоположную уклону 1го яруса.

4 Опасения постепенного падения отклонения колокольни в северном направлении в следствии неудовлетворительного состояния материка не подтверждается, так как материком хотя и является глинистое основание, неразжижено с северной стороны постоянным присутствием воды. Обнаруженное же скопление небольшого количества воды является временным, что подтверждается сухим и плотным состоянием глины и подошвой каменного массива фундамента.

5 Осмотром стен колокольни разрушительного характера трещин не устанавливается.

6 Исходя из вышеизложенного комиссия находит состояние колокольни, не угрожающим падением, однако для постоянного наблюдения считаем необходимым установление соответствующих приспособлений для фиксирования возможного, хотя и медленного отклонения.

7 Существование деревянной площадки для обслуживания крестного хода во втором этаже комиссия считает опасным в противопожарном отношении, так как перекрытие лестничной клетки и боковые стороны площадки деревянные, непосредственного же выхода с лестницы во двор запасная дверь 2-го этажа не имеет.

Кроме этого деревянная площадка пришла в ветхость. Исходя из вышеизложенного, считать возможным пользование вторым этажем храма для богослужения при условии закрытия доступа публики с каменной площадки лестницы на деревянные.

Для обеспечения возможности своеобразного выхода предложить общине сделать лестницу к запасной двери 2го этажа с выходом во двор.

8 В случае желания общины использовать площадку 2го этажа для постоянных надобностей, предложить сделать ее несгораемой.

9 В порядке исправного содержания храма предложить общине отремонтировать переходную галерею в колокольню обелить стены храма и заменить разрушившуюся с востока каменную ограду деревянным решетчатым забором.

О вышеизложенном и составлен настоящий акт.

Подлинный за надлежащими подписями

Копия верна Зав. Бюро ЗАГС подпись / Смирнов /

Материалы Троицкой церкви г.Краснококшайска / протоколы общих собраний верующих, списки членов религиозного общества, акты, заявления и др. / (28 сентября 1923 г. – 31 октября 1932 г.)

ГА РМЭ, р. 250, оп1. д.176, л.66-67. Копия.                               Машинопись

АКТ

1929 года, Декабря 24го дня, Мы, нижеподписавшиеся, представитель Областного Административного Отдела – Зав. Бюро ЗАГС СМИРНОВА И.В. и представитель «СОЮЗ-ХЛЕБа» ИВАНОВ Александр Кузьмич, в присутствии мл. милиционера Йошкар-Ола Гормилиция БЕЛЯЕВА Алексея Ивановича и церковного сторожа Троицкой церкви г.Йошкар-Ола – ЗАЙЧИКОВА Петра, на основании личного распоряжения Зам. Нач. Адмоблотдела тов. ПОПОВА, производили: первый сдачу, а второй прием верхнего этажа Троицкой церкви для временного пользования под ссыпку хлеба. Причем последним ИВАНОВЫМ, принято на хранение и под ответственность «СОЮЗ-ХЛЕБа» следующие предметы, находящиеся в помещении верхнего этажа церкви, а именно: 1/ свечной шкаф 2/ шкаф с одним ящиком пустой 3/ шкаф с разной литературой, опечатанный сургучной печатью Адмотдела и 4/ висячий шкаф со стеклянной дверкой. Кроме того, алтарь с тремя опечатанными сургучной печатью Адмотдела дверьми и один замок от дверей церкви.

О вышеизложенном постановили записать настоящий акт.

Сдал Представитель Обладмотдела роспись / Смирнов /

Принял Представитель Союза-Хлеба роспись / Иванов /

Присутствовал м-р Беляев

Один экземпляр акта получил представитель Союз-Хлеба А. Иванов

Материалы Троицкой церкви г.Краснококшайска / протоколы общих собраний верующих, списки членов религиозного общества, акты, заявления и др. / (28 сентября 1923 г. – 31 октября 1932 г.)

ГА РМЭ, р. 250, оп1. д.176, л.103. Копия.                              Машинопись

Выписка из протокола № …

Общего собрания коллектива Марисоюза от 8 / X – 30г.

Слушали: Информацию тов.ВИНОГРАДОВА об изъятии церкви под Музей

Постановили: Церковь изъять, поставить вопрос перед соответствующими организациями о прекращении звона, и просит снять колокола с церквей и передать в фонд индустриализации страны.

Выписка верна:

Секретарь А.Климова

Присутствующие на собрании: 100 подписей

Материалы Троицкой церкви г.Краснококшайска / протоколы общих собраний верующих, списки членов религиозного общества, акты, заявления и др. / (28 сентября 1923 г. – 31 октября 1932 г.)

ГА РМЭ, р. 250, оп1. д.176, л.142-142 об.. Копия.                               Машинопись

Областной Исполнительный Комитет

Марийской Автономной области

       26 Апреля 1932 г.                         Йошкар-Ола Горсовету

               № 64 – 2

Мароблисполком препровождает при этом дело с материалом Троицкой Церкви для Ликвидации Культового Имущества с соблюдением Ст.Ст. 38-42 Инструкции Постоянной Комиссии при Президиуме ВЦИК от 16го янв. 1931 г.

Приложение: Упомянутые на 162 Лис.

Секретарь Обика

Зав бюро Загс Ф.А. Ржавин

Документы постоянной комиссии при Мароблисполкоме по вопросам религиозных культов / циркуляры, протоколы, выписки из протоколов, переписка/. (13 дек.1929 г. – 26 дек. 1932 г.)

га рмэ. р-250 оп.5 д.18 л.39 Подлинник                                               Рукопись

25 / IV Постановления посланы Церковному Совету Троицкой Церкви за № 65-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Марийского Областного Исполнительного Комитета

от 23 / IV – 32 года

Слушали: Постановление Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов о расторжении договоров с общинами верующих «ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ» гор.Йошкар-Ола и «СМОЛЕНСКОГО СОБОРА» гор.Козмодемьянска.

Постановили: Постановление Комиссии о расторжении договоров утвердить и Троицкую церковь в г.Йошкар-Ола передать в ведение ОБОНО под Марийский центр. Кравеведческий Музей, а «Смоленский Собор» в г.Козмодемьянске передать под «Дом культуры».

С подлинным верно: Секретарь Президиума /Александров/

Документы постоянной комиссии при Мароблисполкоме по вопросам религиозных культов / циркуляры, протоколы, выписки из протоколов, переписка/. (13 дек.1929 г. – 26 дек. 1932 г.)

га рмэ. р-250 оп.5 д.18 л.40 Подлинник                                               Рукопись

Секретарю Комиссии тов.Ржавину

для приведения в дело о закрытии церквей

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов

при Марийском Областном Исполнительном Комитете

21 Апреля1932 года

Слушали п.1: Материалы о расторжении договора с религиозной общиной верующих «Троицкой» церкви г.Йошкар-Ола, о закрытии и передачи Молтвенного здания означенной церкви ПОД МАРИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – ПО МОТИВАМ:

1 Община систематически и в грубой форме нарушала и невыполняла взятых на себя обязательств по договору – безплатного пользования молитвенным зданием «ТРОИЦКОЙ» церкви, выразившейся в том, что

а) не произведено ни одного ремонта, за все время пользования зданием. Между тем, производство такого ремонта было обусловлено актом технического осмотра церковного здания от 29 / V – 1928 года, которым было предложено: произвести побелку наружных стен; окрасить крыши; отремонтировать переходную галерею на колокольню и восстановить разрушившуюся каменную ограду – заменив ее деревянным решетчатым забором.

б) Вновь приобретенное церковное имущество в инвентарную опись общиной не включалось.

в) В Церковной сторожке допускалось пьянство, без ведома соответствующих органов – сожительство Адмссыльного, за плату, получаемую самим попом /8 руб. в месяц/.

г) Община в течении ряда лет уклоняется от уплаты причитающейся с нее местных налогов и сборов. Вследствии этого общая задолженность за общиной составляет на 8-е Апреля 1932 г. – 6664 р. 50 коп.

2 По архитектуре здание церкви представляет собой ПАМЯТНИК ИСКУССТВА XVIIIвека, следовательно, для Марийской области ИМЕЕТ ОСОБУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ. Тогда как дальнейшее БЕЗХОЗЯЙСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩИНОЙ ЭТОГО ЗДАНИЯ ПРИВЕДЕТ ЕГО К ОКОНЧАТЕЛЬНОМУ РАЗРУШЕНИЮ.

3 Рабочие массы, профессиональные организации и вся советская общественность города Йошкар-Ола /1310 чел./ единодушно выразили свое желание о закрытии «ТРОИЦКОЙ» церкви и настоятельно просят в возможно ближайшее время осуществить это с тем, чтобы молитвенное здание использовать под музей и организацию в нем антирелигиозного отдела.

Это ходатайство поддержано Президиумом Йошкар-Ола горсовета в заседании от 14 / IV – 32 г. /прот. № 9. п.2/

ПОСТАНОВИЛИ:

1 В виду систематических существенных нарушений договора со стороны религиозной общины верующих «ТРОИЦКОЙ» церкви в го.Йошка-Ола, ИДЯ НА ВСТРЕЧУ ЖЕЛАНИЯМ РАБОЧИХ МАСС, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВСЕЙ СОВЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ и в целях сохранения от дальнейшего разрушения здания церкви предоставляющего собой для Мар. Области историческую ценность как памятник искусства XVIIIвека, на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 / IV – 29 года «О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» / С.У. – 1929 г. № 35 ст. 353 / и инструкции постоянной комиссии при Президиуме ВЦИК по вопросам культов от 16 / I – 1931 года «О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ В ЖИЗНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТАХ» / бюлл. «КУЛЬТК» при ВЦИК № 1 за 1931 год / - ДОГОВОР С РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНОЙ ВЕРУЮЩИХ ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ гор.Йошкар-Ола от 1 / VI – 1922 года – РАСТОРГНУТЬ.

2 Молитвенное здание передать МарОБОНО на предмет использования его под Марийский Центральный Краеведческий Музей.

3 Поручить Йошкар-Ола ГорСовету ликвидацию молитвенного здания и распределения культового имущества произвести в соответствии с п.п. 40-42 и 44 – указанного выше Постановления ВЦИК от 8 / IV – 29 г. и инструкции комиссии от 16 / I – 31 г.

4 Просить Президиум ОБИКа утвердить НАСТОЯЩЕЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

КОМИССИЯ:

Документы постоянной комиссии при Мароблисполкоме по вопросам религиозных культов / циркуляры, протоколы, выписки из протоколов, переписка/. (13 дек.1929 г. – 26 дек. 1932 г.)

га рмэ. р-250 оп.5 д.18 л.41-42 Подлинник                                    Машинопись

Священнослужители - обновленцы

Священник ПЕТРОВ Иван Лукич

Священник СОЛОВЬЕВ Петр Ипполитович 1872 г.р.

Псаломщик ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Борис Николаевич

Псаломщик ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Николай Ксенофонтович 1870 г.р.; до 26 февраля 1925 года Священник Входо-Иерусалимской церкви г.Йошкар-Ола. С октября 1925 г. В Троицкой церкви.