Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

БОЕВОЙ ПУТЬ 10-Й ПЕХОТНОЙ ДИВИЗИИ

БОЕВОЙ ПУТЬ 10-Й ПЕХОТНОЙ ДИВИЗИИ

1 августа 1914 года германский посол граф Фридрих Путралес вручил главе МИДа Российской империи Сергею Сазонову ноту об объявлении войны. С этого момента австро-сербский конфликт, вспыхнувший после убийства в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда, перерос в большую войну с участием многих великих держав. 2 августа Германия оккупировала Люксембург, 3 августа объявила войну Бельгии и Франции, а еще три дня спустя Австро-Венгрия объявила войну России.

Стремясь к переделу мира и планируя победоносную войну, Германский рейх еще 25 июля начал скрытую мобилизацию. Россия,  ввиду явной угрозы, приступила к мобилизации только 31 июля, но именно это послужило Вильгельму II формальным предлогом для объявления войны. Мобилизация в Нижегородской губернии проводилась в атмосфере патриотического подъема, охватившего всю страну, и в целом прошла успешно. За счет призыва военнообязанных запаса и новобранцев произошло развертывание до штатов военного времени дислоцированных в губернии частей регулярной армии.

В начале войны в Нижнем Новгороде находились штаб и более половины личного состава 10-й пехотной дивизии, за несколько лет до этого перемещенной из Привисленского края в Московский военный округ, вследствие чего в Нижнем Новгороде оказались 37-й Екатеринбургский и 38-й Тобольский пехотные полки и 10-я артиллерийская бригада. Полки второй пехотной бригады той же дивизии, 39 Томский и 40 Колыванский, стояли, соответственно, в Козлове (ныне Мичуринск) и Моршанске. Начальником дивизии был генерал-лейтенант Николай Лопушанский. Кроме того, из кадров 10-й пехотной дивизии в Нижнем Новгороде была сформирована дивизия второй очереди, 61-я, в которую были сведены 241 Седлецкий, 242 Луковский, 243 Холмский и 244 Красноставский пехотные полки и 61-я артиллерийская бригада. Возглавил второочередную дивизию полковник Пантелеймон Симанский. Из ратников запаса комплектовались также дружины государственного ополчения, образовавшие 64-ю бригаду со штабом в Нижнем Новгороде.

У каждого из полков нижегородской 10-й пехотной дивизии была долгая и славная боевая история. Тобольский в составе десяти рот формировался в 1703 году в Москве приближенным Петра I боярином Тихоном Никитичем Стрешневым. Полк служил 13-ти российским самодержцам, участвовал в отечественной, двух русско-турецких и крымской войнах, достойно проявив себя в 35 крупных сражениях и 200 боевых походах. С 1912 года именовался 38-м Тобольским графа Милорадовича пехотным полком. В 1910 году полк перевели из польского городка Скерневицы в Нижний Новгород. Его батальоны разместились во вновь построенных добротных казармах «кирпичного» стиля на Арзамасском шоссе.

37-й пехотный полк был образован в 1801 году по указу императора Павла I и поначалу назывался мушкетерским. Место его рождения — Екатеринбург, где часть находилась до 1811 года. Войну с Наполеоном полк встретил в составе 23 дивизии 1-й Западной армии и в дальнейшем участвовал в Смоленском и Бородинском сражениях и заграничном походе; за отличие при штурме Парижа полк был награжден серебряной трубой. В Крымскую войну екатеринбуржцы, как и тобольцы, обороняли Севастополь, а в японскую послали на фронт 35 офицеров и 1134 солдат. В 1907 году  пехотный Екатеринбургский полк был перемещен из Лодзи в Нижний Новгород, где и встретил известие о войне с Германией и Австрией.

В канун войны штаб 10-й пехотной дивизии находился в Грузинском переулке, в трехэтажном здании Грузинских казарм. Екатеринбургский полк определили в Красные казармы на Набережной Волги, Тобольский — в новые казармы на южной окраине города. Под канцелярии 1-й бригады и Екатеринбургского полка  отвели городской дом на ул. Алексеевской. Другие казармы штабы, управления, команды, лазарет, составлявшие гарнизон Нижнего Новгорода, занимали помещения в кремле и Артиллерийском городке за Крестовоздвиженским монастырем.

В ходе общей мобилизации пехотные полки пополнились ратниками запаса, их состав вырос почти вдвое – до 3867 нижних чинов при 79 офицерах. Как пишет историограф Екатеринбургского полка Ю.В. Веремеев: «24 июля 1914 года полк был отмобилизован и 3 августа по железной дороге шестью эшелонами отправлен на фронт. К 9 августа полк сосредоточился в городе Владимир-Волынский на западной Украине».

Германия, согласно плану Шлиффена, намеревалась первой разгромить Францию, с которой у России был оборонительный союз, а потом всей мощью обрушиться на нас. Так и вышло. Выручая союзника, Российская армия, еще до завершения мобилизации, начала наступление в Пруссии и австрийской Галиции. На Юго-Западном фронте в составе 5-й армии генерала Павла Плеве наступали части 5-го армейского корпуса Александра Литвинова, куда входили и нижегородцы. С 13 августа 10-я дивизия вступили в Томашовское сражение. Упорная борьбы завязалась у местечка  Лащёво, где наши отбили атаку австрийской пехоты и взяли в плен 1800 вражеских солдат и 18 пушек. За успех командира 37-го полка Константина Мольденгавера наградили Георгиевским оружием.

Бои следуют один за другим – у Павлувки, Важучина, Тышовцов. Прорвана оборона корпуса эрцгерцога Иосифа-Фердинанда. Решительное наступление обеспечило взятие городов Томашов, Любачев, Ярослав, Пржеворск, Люблин. В разгар битвы за Галицию битвы геройски погиб в воздушном бою командир 11-го корпусного авиаотряда 3-й армии Юго-Западного фронта штабс-капитан Петр Нестеров. Галицийская битва привела к разгрому сил Австро-Венгрии, армия которой отныне могла воевать лишь при поддержке германцев.

Между тем, совершив марш в Люблин, нижегородцы по железной дороге двинулись на Северо-Западный фронт.  Там началась масштабная войсковая операция с целью остановить немецкое наступление на Ивангород -Варшаву. Форсировав Вислу, полки 10-й дивизии ударили на врага. Тяжелые  бои — с маневрами, перестрелками, штыковыми атаками — продолжались до ноября. Итогом Варшавско-Ивангородской операции был полный срыв планов немецкого блицкрига на Восточном фронте.

В связи с прорывом германцев на Лодзь возникла угроза окружения 2-й русской армии Шейдемана. В связи с этим происходит новая перегруппировка сил, и части 5-го корпуса перебрасываются в глубь Привислинского края. Пехотные 37 Екатеринбургский и 38 Тобольский полки участвуют в обороне Петрокова, наступлении на Брезины. Кровопролитные бои длятся весь ноябрь. Вражеский план окружения русских сорван. Но и нашим армиям не удается достичь главной цели – глубокого вторжения в Германию.

Конец кампании 1914 года также отмечен упорными боями. Неудачей закончились атаки рот 37-го полка у Рожны Воли и Конопниц: враг организовал эшелонированную оборону и встретил нижегородцев лавиной огня. За неделю полк потерял убитыми 215 нижних чинов. Осколком снаряда ранен в правую ногу у паха полковник Мольденгавер.

Весной 1915 года Германия сняла с Запада 14 дивизий и вместе со свежими подкреплениями бросила их против русских, создав громадный перевес (в тяжелой артиллерии – в 40 раз). Цель вражеского наступления – разгром России. Из-за снарядного голода и угрозы окружения наши вынуждены отступать. В июле Екатеринбургский полк обороняется на левом берегу реки Нарев, подвергаясь мощному артобстрелу. Потери – 1300 солдат и 4 офицера. Перед этим 5-й корпус  П.С. Балуева включен в вновь сформированную 12 армию Северо-Западного фронта, затем – в 10 и 2 армии Западного, где немцы осуществляли Свенцянский прорыв. Летом-осенью 1915 года наши оставили Ковно, Вильну, Варшаву, Гродно.

К концу года Россия преодолела снарядный голод, многократно выросло производство вооружений, улучшились поставки союзников. Армия, которую возглавил император Николай II, набирала мощь. Летом 1916 года развернулась Луцкая наступательная операция. В ее завершающей фазе, в июне, 5-й корпус (куда входили нижегородцы) был придан 11-й войсковой армии В.В. Сахарова и принял участие в сражении на реке Стырь, нанеся поражение  группе германских войск фон Марвица. Затем, пишет историк Борис Никольский, наша 10 пехотная дивизия, на этот раз вместе с 10-й артиллерийской бригадой, была придана 8-й армии генерала Каледина, где участвовала в сентябрьских боях, затем переброшена в состав Особой армии Гурко.

В начале 1917 года 5-й армейский корпус, куда входили 37 и 38 полки, активных боевых действий не вел. В марте его включили в  11-ю армию Юго-Западного фронта, которую в тот момент возглавил генерал А.Е. Гутор. С семью другими корпусами пятый армейский участвовал в июньском наступлении. У Зборова австрийцы были разбиты, потеряв только пленными  19 000 человек. Но в целом наступление захлебнулось.   Из-за «демократизации» (отмена единоначалия, воцарение полковых комитетов, принятие боевых решений на митингах) бывшая еще вчера грозной силой армия подверглась  распаду.

В частях беспрепятственно велась подрывная агитация. Под контрударом немцев разложившиеся войска отступали. Например, 6-я гренадерская дивизия самовольно оставила позиции и бежала в тыл, за ней неорганизованно шли остальные корпуса. Осенью, сообщает Б.В. Никольский, солдаты приняли участие в крестьянских разбоях в Волынской губернии, а с конца сентября — в массовых братаниях с немцами.

В то же время, например, Екатеринбургский полк, находившийся в начале 1917 года в окопах у деревни Белицк, в составе 34 корпуса Особой армии, был мало подвержен разлагающей революционной пропаганде. Как пишет историк Ю.В. Еремеев: «При выборах создаваемых по распоряжению Временного правительства солдатских комитетов, в состав 37 Екатеринбургского пехотного полка не вошел ни один большевик или эсер. В полку сохранялась примерная воинская дисциплина, не было случаев братания с австрийскими солдатами». В ходе летнего наступления нижегородцы приняли на себя контрудар немцев и 8 июля попали в окружение. Но под умным руководством командира полковника Эльберта полк прорвал кольцо и в порядке отступил  за реку Секрет. Всего, пишет историк, с 6 по 12 июля полк потерял убитыми 19 офицеров и 678 солдат.  Не смотря на это нашим удалось остановить немцев у реки Гнезна и окопаться у деревни Вялоскурка.

В январе 1918 года полки 10-й дивизии эвакуировали с фронта в Нижний Новгород и вскоре расформировали. Так завершилась их двухвековая славная история.

Кто командовал нижегородцами

Балуев Петр Семенович (1857 — 1923), генерал-лейтенант, командовал 5-м армейским корпусом  с 12.1914 по 3.1917. Окончил Павловское ВУ, академию ГШ. Участник войны с Турцией 1877-1878 гг. Великую войну начал во главе 17 пехотной дивизии, затем командовал 6-м корпусом. С 2.1915 возглавлял группу из трех корпусов 2-й армии на линии Нарочь-Вишневская, в 9.1915 — в составе ударной группы 2 армии В.В. Смирнова, созданной для ликвидации Свенцянского прорыва, за что награжден чином генерала от инфантерии и орденом Св. Георгия 4 степени. Успешно действовал в Нарочской операции (весна 1916), отличился в ходе Брусиловского прорыва. Позднее командовал Особой,11 армиями, Юго-Западным фронтом. Умер в Москве.

Буров Петр Никитич (1872 – 1954), генерал-майор Генштаба, командовал Екатеринбургским полком с 10.6.1915. Окончил Санкт-Петербургское военное училище и Академию ГШ. С июня 1915 командир 37 Екатеринбургского полка. Отличился в Нарочской операции 3.1916, после контузии произведен в генерал-майоры за отличие и назначен нач. штаба 10-й дивизии. Награжден орденом Святого Георгия 4 ст. Участник Белого движения. Умер в эмиграции в США.

Бутков Федор Васильевич (1856 – 1916), генерал-майор, с мая 1913 по июль 1915 командовал 1-й бригадой 10-й пехотной дивизии (37 и 38 полки), штаб которой стоял в Н. Новгороде. Окончил Чугуевское пехотное юнкерское училище. В июле 1915 г. из-за болезни переведен в резерв чинов Двинского ВО. Награжден 7 орденами.

Вагин Евгений Евграфович (1862 — ?), полковник, командир Тобольского полка. Окончил Варшавское училище. С 1907 служил в Екатеринбургском полку, в составе которого прибыл из Лодзи в Н. Новгород. Награжден Георгиевским оружием, 3 орденами. В Н. Новгороде проживает внучка Е.Е. Вагина.

Вольнер Владимир Вячеславович (1871 – 1916), полковник, комбат-1 Екатеринбургского полка. Окончил Чугуевское ВУ. Выпущен в 37-й пехотный полк, в котором прошел все ступени от прапорщика до полковника. В феврале 1916 после контузии П.Н. Бурова принял командование 37-м полком. В ходе Брусиловского прорыва смертельно ранен в бою при форсировании р. Стырь 21.6.1916. Награжден Георгиевским оружием и орденами.

Гаврилов Василий Тимофеевич (1867 — ?), генераллейтенант, комдив-10. Окончил 2-е Константиновское ВУ. Участник похода в Китай (1900) и войны с Японией. С марта 1915 по апрель 1916 командовал 10-й пехотной дивизией.  Награжден Золотым оружием «За храбрость» (1904), орденом Св. Георгия 4 ст. (1905), 4 др. орденами.

Гусев Евгений Николаевич (1879-29.09.1919). Штабс -капитан 37-го пехотного Екатеринбургского полка. Высочайшим Приказом от 6.4.1915 года награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. за отличие в бою у Лащёво. Сын личного дворянина, уроженец Калуги. Окончил Скопинское духовное училище, поступил вольноопределяющимся в 140-й Зарайский полк. В 1905 году окончил Казанское пех. училище и назначен в 37-й пехотный полк, где заведовал командой разведчиков. В 7.1905 года переведен в 10-ю пулеметную роту, участвовал в подавлении Кронштадтских беспорядков. В 1907 году возглавил пулеметную команду 37-го полка. 15.8.1914 года контужен в бою под Павловым, 17 августа ранен в бою под Важучином. Эвакуирован для лечения в Россию. В 5.1915 года поступил во вновь сформированные броневые автопулеметные части. Подполковник, заведующий 9-м броне-автомобильным отделением. После революции служил в Добровольческой армии и ВСЮР. С августа 1919 года командир броне-автомобильного дивизиона в Донской армии. В 1918 году произведен в полковники. Убит 29.9.1919 года под Бердянском.

Литвинов Александр Иванович (1853 – 1932), генерал от кавалерии.  Окончил 3- Александровское ВУ, Михайловское АУ, Николаевскую академию ГШ. С 9.3.1911 командовал 5-м армейским корпусом, в состав которого входили 7 и 10 дивизии. Награжден орденом Св. Георгия (9.1914) и 8 др. орденами.  После него командование корпусом принял П.С. Балуев. В ноябре 1914 сменил генерала Ренненкампфа в должности командующего 1-й армией. В 1917 уволен из армии с мундиром и пенсией.

Лопушанский Николай Яковлевич (1852 — 1917), генерал-лейтенант, командовал 10-й пехотной дивизией. Из дворян. Православный. Окончил 3 Александровское ВУ и Николаевску академию ГШ. Участник русско-турецкой (1877) войны. С июля 1908 по март 1915 начальник 10-й пехотной дивизии, штаб которой размещался в Н. Новгороде. Награжден 8 орденами. Умер ранее 11.1917 г.

Марков Сергей Леонидович (1878 – 1918), генерал-лейтенант, начдив-10. Окончил 2-е Константиновское ВУ, Николаевскую АГШ. Участник войны с Японией. В 1915 командир 13 стрелкового полка в дивизии А.И. Деникина. Награжден орденом святого Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием. С апреля по май 1917 командовал 10 пехотной дивизией. С 1918 в Добровольческой армии – командир 1-го Сводно-офицерского пехотного полка, 1-й бригады, 1 пехотной дивизии. Смертельно ранен в бою с большевиками.

Миллеант Гавриил Георгиевич (1864 — 1936), генерал-лейтенант, командир 5-го арм. корпуса с 4 по 12.1917. В 1894 окончил Николаевскую академию ГШ. Командовал 53 Волынским полком. В Русско-японскую войну возглавлял передвижение войск с Д. Востока в европейскую Россию, награжден золотым оружием. В начале Великой войны нач. штаба Виленского ВО и 1-й армии Ранненкампфа. Позднее нач. 4-й пех. дивизии и Гл. воен.-тех. упр. В гражданскую войну в составе ВСЮР. Умер в Югославии.

Мольденгавер Константин Генрихович (1859 – после 1919), полковник, командир Екатеринбургского полка . Из мещан г. Варшавы, православный. Участник Галицийской битвы.  Ранен в декабре 1914 г., лечился в Н. Новгороде.  В 1915 награжден Георгиевским оружием.

Надежный Дмитрий Николаевич (1873 – 1945), генерал-лейтенант. Уроженец Н. Новгорода. Окончил Аракчеевский кадетский корпус, 1-е Павловское ВУ, Николаевскую академию ГШ. Участник войны с Японией, награжден орденом Св. Георгия. Занимал должности нач. штаба 10 пехотной дивизии (с 1.1914), командира 1-й бригады 10 дивизии (с 8.1915), начдива-10 (с 5.1916). С 1918 в составе РККА, в 1931 репрессирован .

Пащенко Иван Григорьевич (1872 – после 1938), генерал-майор, командовал 10-й арт. бригадой. Окончил Михайловское АУ и Михайловскую артакадемию. В начале Великой войны командовал дивизионом. С июня 1916 командир 10 АБ. Награжден Георгиевским оружием и 4 орденами. Участник белого движения. Умер в Югославии.

Петров Федор Андреевич (1879 — 1.12.1917), полковник, и.д. начальника штаба 10-й пехотной дивизии с 1.1915 по 1.1916. Выпускник Николаевской АГШ (1905). В начале Великой войны штаб-офицер при штабе 5-го Сибирского корпуса, награжден Георгиевским оружием и орденом Св. Георгия. В 1917 генерал-майор, будучи нач. штаба 6-й Сибирской стр. дивизии, убит революционной солдатней.

Плеве Павел Адамович (30.5.1850 – 28.3.1916), генерал от кавалерии, в начале войны — командующий 5 армией Юго-Западного фронта. Окончил Николаевской кав. училище и академию ГШ (1877). Служил в Болгарии, Вильно, Варшаве, участник войны с Турцией 1877.  С 1909 командующий Московским ВО, на базе которого в 1-ю мировую войны сформирована 5-я армия. За отличие в Галицийской битве награжден орденом Св. Георгия 4 степ. В 11.1914 руководил Лодзинской операцией. Позднее командовал 12 и 5 армиями, Северным фронтом. Умер в Москве, погребен на Братском кладбище.

Потапов Степан Захарович ()1860 — ?), генерал-майор. В Великую войну командовал 1-й бригадой 10-й пехотной дивизии (5.1916-1.1917). Окончил Тифлисское пехотное юнкерское училище. С 1912 командир 189 Измаильского полка. Позднее участник Белого движения на востоке России. Подвергался репрессиям в 1920 и 1930. Реабилитирован.

Скрыдлов Николай Владимирович (1867 – 1919), генерал-майор, командир 10-й артиллерийской бригады, до войны дислоцированной в Н. Новгороде. Окончил 1-е Павловское ВУ. Участник войнв с Японией. С 1912 командир дивизиона 10 АБ, с 1915 ее командир. Награжден орденом Св. Георгия 4 ст. и 3 другими орденами. Расстрелян большевиками.

Эйгель Николай Матвеевич (1871 — ?), полковник, командир Тобольского полка. Окончил Московское пехотное юнкерское училище, Николаевскую АГШ. С марта 1913 по 1915 командовал 38-м пехотным полком нижегородского гарнизона. Награжден Георгиевским оружием и 4 орденами.

Ярошевский Макарий Никтитич (1870 — ?), генерал-майор, командовал Екатеринбургским полком (1914-1915). С мая 1915 генерал для поручений при командующем 5-й армией. Награжден 3 орденами. Участник Белого движения, умер в эмиграции.

Награжденные орденом Святого Георгия и Георгиевским оружием

Душкевич А.А. ст. адьютант 10 п.д. (ГО). Екатеринбургский полк: К.П. Азбукин (ГО), И.П. Болдырев (ГО), Л.И. Верман (ГО), Вольнер В.В. (ГО), Д.М. Воробьев (ГО), Е.Н. Гусев (4 ст.), Г.К. Киккуль (ГО), К.Г. Мольденгавер (ГО). Тобольский полк: Е.Е. Вагин (ГО), А.К. Герник (4 ст.), А.М. Марголис (4 ст.), Н.М. Эйгель (ГО).

Станислав СМИРНОВ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ КРАЙ» 13.12.2013 года

Независимый информационный портал