Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ТАЛАНЦЕВ Иван Матвеевич

ТАЛАНЦЕВ Иван Матвеевич (1927 год, д.Сухоречье Оршанский кантон Марийская Автономная Область)

Работник лесной промышленности периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), водитель Липшинского мехлесопункта Большекокшагской сплавной конторы треста «Марилес».

Иван Матвеевич вспоминал о тех годах, когда он еще только начинал свою трудовую деятельность, начав ее 15 июля 1942 года в лесной промышленности Марийской АССР треста «Марилес» сцепщиком вагонов, затей шофером. После войны, два года учебы в Московском институте повышения квалификации руководящих работников отрасли в 1954;—1956 годы, где получил среднее техническое образование, затем был назначен начальником лесопункта.

«Наша семья поселилась на лесоучастке Долгая Старица еще до войны. Закончив семилетку, решил начать работать, стране нужен был лес. Шла война, мужчины ушли на фронт и меня, подростка, направили на ответственн.ый участок — на вывозку леса по узкоколейке, там уже работала моя старшая сестра Анна. Меня взяли сцепщиком, отправив вскоре на курсы шоферов. Так и стал мой фронт трудовым. Работали мы по 12—16 часов. Пока ведешь вагоны за собой по рельсам, всякое случалось. Иной водитель полу-пустой состав приводил, так как вагон приводилось разгружать, когда на стыках он сходил с рельсов. Я наловчился заранее поправлять опасные места и аварии не допускал.

Начнал свой водительский стаж на газогенераторных машинах.

Наберешь, бывало, пол-кузова березовых чурочек и выезжаешь в рейс. Бензина наливали всего три литра, для того, чтобы двигатель завезти, а чащ^ всего горючего вовсе не давали, и шоферы до изнеможения крутили рукояткой, вручную заводили мотор.

Двигатели сплошь были старые. Часто выходили из строя. Мы исхитрялись, как могли, — «голь на выдумки хитра», вместо под­шипника ставили ремень или в цилиндр забивали чурку, чтобы вода не попадала из системы охлаждения в картер.

Жили впроголодь. Часто не хватало даже картошки. Меняли в деревнях Липша, Иван-Беляк на картошку спецовки, валенки, ватные брюки, все что имели и что можно было обменять на еду.

Труженикам приходилось работать за двоих-троих часто без выходных, об отпусках не было и речи». За ударный — безаварийный труд на вывозке леса Иван Матвеевича ТАЛАНЦЕВА наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 годов».

В 1943 году газета «Марийская правда» писала: «Водитель Липшинского мехлесопун.кта Большекокшагской сплавной кднторы тре­ста «Марилес» Иван Таланцев вывез столько древесины, что можно восстановить пол-Сталинграда».