Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ЗЕЛГЕР Мелхиер

ЗЕЛГЕР Мелхиер (?, Германия – 1742 год, г.Казань).

Специалист лесного дела, «лесной знатель», форстмейстер (лесничий) Казанской Адмиралтейской конторы.

После смерти Петра I в Адмиралтейской Коллегии обсуждался вопрос: «Почему корабли Ее императорского величества жестоко гниют и в худое качество приходят?» По мнению Коллегии, причиной тому была негодная практика, когда «лес с корени рубят летним временем, престарелый, за незнанием молодого ли возрасту или старого без выбору». Отмечалось, что в иностранных краях лес рубят по достижении им определенного возраста и в месяцы, когда он имеет доброе качество. В России корабельные боммейстеры, ведающие заготовками корабельного леса, этих правил не знали или не соблюдали. Они следили, прежде всего, за тем, чтобы заготавливаемый лес соответствовал «сорту по рангам кораблей», а в какое время его лучше рубить и в каком возрасте, чтобы "вскоре лес в гнилость не приходил» - за этим особо не следили. Поэтому Петр I намеревался пригласить в Россию людей, «которые искусство имеют в какое время оные леса рубить...»

На основании Сенатского указа 1726 года при посредничестве купца Говерса из Гамбурга в Россию в 1727 году были приглашены по контракту три лесных знателя: Мелхиер ЗЕЛГЕР, Яган ФАЛЕНТИН МЕРЦГУНМЕР и Фердинанд Габриель Фокель, которые до приезда в Россию служили «в княжестве герцога Броуншвейгского, Люнебургского и Бланкенбургского» в лесах по реке Эльбе. По условиям контракта лесные знатели должны были получать в России жалованье в 600 ефимков ежегодно, бесплатные квартиры, дрова для отопления, выпасы для скота, а также возможность набрать учеников из россиян, которые после обучения смогли бы заменить их. Адмиралтейство оплачивало их проезд в Россию и назад на родину, содержание при каждом слуги из немцев и переводчика. За все это знатели должны были проработать в России 4 года и еще 2 года – «по произволу Ее императорского величества», выполняя служебные обязанности форстмейстеров «по обыкновению российскому». Они должны были обследовать и описать леса, пригодные для кораблестроения, содержать и охранять их не только, как в Германии, но и «буде можно, лучше», подчищать от сучьев корабельные деревья, определять время их заготовки, пути сплава и пр. «В облегчение и к прибыли службы» лесным знателям по их требованию должны были выделяться «работные люди со удовольствием» (т.е. с содержанием). По уставу «О заводе и о севе для удовольствия Ее Императорского величества флота вновь лесов», подготовленному в 1732 году Ф.Г.Фокелем, «форстмейстеры должны для лучшего содержания и присмотру в сохранении тех лесов по искусству иметь при себе учеников по 6 человек у каждого и показывать им, как за теми лесами ходить, заводить и сеять, учреждать и беречь по их лучшему искусству, не скрывая ничего, и когда из тех учеников кого исправно в том искусстве научат, за то именно будет им награждение за каждого ученика по 50 рублей». А по окончании службы лесным знателям было обещано свободно дать паспорт до границы княжества, а «також о их службе аттестат, дабы им можно было впредь службу сыскать». Условия для приглашенных специалистов были довольно выгодными. Но и знателям надо отдать должное - ефимки и квартиры, дрова и выпасы они отрабатывали честно...

Распределили лесных знателей так: Ф.Фокель был оставлен в столице, а М.ЗЕЛГЕР и Я.ФАЛЕНТИН были отправлены форстмейстерами в Казанское Адмиралтейство, чтобы в подчинении капитана-командира и советника Козлова работать в лесах по рекам Волге, Суре, Свияге, Тоте и другим. Кроме поиска, описания и подчистки корабельных рощ в их обязанности входило и размножение корабельных лесов - посевом желудей и рассадкой молодых дубков. В команде у каждого знателя были корабельные или мачтовые ученики, плотничий десятник, геодезист, служители и рабочие. Как свидетельствуют рапорты знателей, в 1729 году при Я.ФАЛЕНТИНЕ находились 4 ученика и 49 служителей-иноверцев, а с М. ЗЕЛГЕРОМ работали 5 учеников, из них - четверо русских. В течение первых двух лет службы в России лесные знатели по указу Петра II изыскали в Казанской губернии места, пригодные «к разводу молодых дубков». На основе этих изысканий помещикам и крестьянам предписывалось за особую плату выращивать корабельные деревья дуба «рассаживанием и сеянием в приисканных местах вдоль Волги и по прочим рекам до 50 верст дубовых лесов».

За время работы в России Я.ФАЛЕНТИН (уехал в Германию в 1734 году) и М.ЗЕЛГЕР (умер в Казани в 1742 году) подчистили около 2 млн. дубков от 6,4 до 10,2 см «по округлости». Кроме того, М.Зелгер со своими учениками и унтерфорстмейстерами «отыскали впредь к подчистке и для разводу лесов годного молодого дуба от Камского устья по нагорной стороне вверх по Волге до Суры расстоянием 300 верст на многие годы».

Лесным знателям была дана инструкция, чтобы описывали «от реки в гору верст на 30, а ежели хотя и далее, до 50 верст будут находиться... годные и здоровые к корабельным и прочим строениям дерева, оные велено клеймить...» Предлагалось им также описать, «на каких землях оные леса отыщутся, на каменистых или глинистых, или при болотах, и мокрые и сырые и песчаные места и тот дубовый лес росте между дубрав или едино». При этом подчеркивалось, что если найденные годные леса знатели клеймить не будут, «якобы по германскому обыкновению» негодные, то их ученики обязаны были на таких деревьях «класть знаки особливые» и составлять на них отдельные ведомости для представления в Адмиралтейскую Коллегию. Лесным знателям доверяли, но в то же время и контролировали их работу.

Подчистку корабельных рощ вели так: сучья удаляли с земли или на лестницах специальными крючьями, цепями и обычными топорами. О выполненной работе ежегодно докладывали. Так, в 1732 году М.ЗЕЛГЕР с командой подчистил 12021 дубов. С 1729 по 1732 гг. лесные знатели с помощниками подчистили 618694 больших и молодых дубков по нагорной стороне Волги в Свияжской провинции. Кроме того, за это же время М.ЗЕЛГЕР со своей командой в Сургутской волости Чебоксарского уезда (в 2-3 верстах от Оки) расчистил леса «длиной в 2 версты и 91 сажень, а шириной на 1 версту и 265 саженей».

К 1735 году усилиями Я. ФАЛЕНТИНА и М.ЗЕЛГЕРА было подчищено «в пристойных местах в 14 рощах четырех уездов 112462 годных к корабельному и прочему строению дубовых деревьев» диаметром от 15 до 107 см. «Пристойные места» представляли собой полосу длиной в 52 версты вдоль Волги и шириной от 0,5 до 12 верст.

Осенью 1734 года Яган ФАЛЕНТИН в связи с окончанием срока контракта вернулся на родину. Один из шести учеников Я. ФАЛЕНТИНА - И.СЕЛИВАНОВ до отъезда форстмейстера по его представлению был переведен в унтерфорстмейстеры. Остальные пятеро перешли в подчинение М.ЗЕЛГЕРА с предписанием, чтобы он над ними «по должности имел крепкое смотрение, дабы они дело свое принимали и отправляли, как наилучше, в том обучать их с приложением». Таким образом, у М.Зелгера стало 15 учеников.

После отъезда Я.ФАЛЕНТИНА из подчищенных им рощ М.ЗЕЛГЕРОМ с унтерфорстмейстером СЕЛИВАНОВЫМ было рассажено в течение четырех лет «в пристойные места..». 304 дерева. Из подчищенных молодых дубков несколько были загнуты «на одну и на две погиби» в надежде, что вырастут «кривыми и пригодными к корабельному и прочему судовому строению».

После смерти М.ЗЕЛГЕРА дубовые рощи и все лесные служители были подчинены по старшинству унтерфорстмейстеру Ивану СЕЛИВАНОВУ.

Тем не менее, давая оценку данным хозяйственным мероприятиям, почти 100 лет спустя, барон В. Врангель (Врангель, 1839 год) и генерал-майор Д.Т. Паренсов пришли к одинаковому заключению, что "подчистки" лесов, вызванные желанием выращивать чистые дубовые насаждения, привели к сильному изреживанию древостоев, уничтожению подлеска и очень редкому стоянию отдельных дубовых деревьев, что вследствие суровости климата, который не учитывался немецкими знателями, привело к повреждению дубов морозом и солнцем. Дубовые деревья, оставшиеся без бокового затенения, отличались очень плохим очищением от сучьев и кривоствольностью, в значительной степени были повреждены наружными трещинами и внутренними гнилями, с сучьями, обломанными ветром, в которых завелась гниль и прошла внутрь ствола. Поэтому такие деревья к возрасту спелости оказались негодными для кораблестроения. Они делают заключение, что такая «неуместная помощь человека» лишила страну первосортных деревьев, которые были бы в скором времени ценнейшим строительным материалом.