Автор проекта

Александр Соколов

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ЧЕТКАРЕВ Ксенофонт Архипович

ЧЕТКАРЕВ Ксенофонт Архипович (22.01.1910 год, д. Нижний Конец Уржумский уезд Вятская губ./нынеУржумский район Кировская область – 1.08.1956 год, г.Йошкар-Ола).
Деятель и организатор марийской науки, ученый- этнограф, фольклорист, писатель, литературовед, религиовед. Член Союза писателей СССР с 1953 года. Первым среди народа мари получил степень кандидата наук в гуманитарной сфере и долгие годы, с 1937-го по 1946-й, был единственным ученым-мари, имевшим столь высокое звание, трудившимся на территории Марийской АССР. (В 1946 году кандидатом искусствоведения стал Я.А. ЭШПАЙ).
Родился в семье крестьянина-середняка. Осиротев в возрасте трех лет, был взят в семью деда по матери в деревню Дурмагашево (Нурмага) Сернурской волости Уржумского уезда /ныне Сернурский район Республики Марий Эл. Затем воспитывался в Вятском детском доме (1920-1925 гг.). Окончив Сернурскую среднюю школу (1928 год), Ксенофонт поступил на Педагогический факультет Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Это подтверждает справка от 4.09.1928 года на бланке учебного заведения, снабженная гербовой печатью: «Дана сия Четкареву К.А. в том, что он действительно зачислен студент[ом] 1 курса Педагогического факультета Саратовского Государственного, имени Н.Г. Чернышевского, Университета. Дана для представления в Совнацмен. Секретарь по студделам: (подпись)». Однако позднее, в октябре 1928 года, К.А. Четкарев вместе с группой других студентов мари по приказу сверху был переведен в Казань, в специально созданное в ВПИ марийское отделение, которое закончил в 1931 году. Позднее окончил аспирантуру института этнографии Академии наук СССР в Ленинграде (1937 год) и там же доктарунтуру (1951 год).
Работал директором Маргостеатра (1931 год), организовал и был первым директором Марийского техникума искусств (1931-1933 гг.).
Научной работой ЧЕТКАРЕВ начал заниматься с 1929 года, когда предпринял первую в жизни этнографическую экспедицию. Ее результатом стала рукопись объемом 3 п.л., озаглавленная: «Языковой материал. Записано студентом К.А. Четкаревым в Сернурском р-не МАО в 1929 году. Запись сделана от стариков по фонетическому признаку, без изменений». Всего же он опубликовал около 40 работ об устно-поэтическом творчестве народа мари, в т. ч. фундаментальный труд «Марийские сказки» (т. 1—2, 1941—1955 гг.). Но до сих пор не опубликована самая масштабная работа К.А. ЧЕТКАРЕВА «Марийско-русские отношения по данным фольклора марийцев» (докторантское исследование, 1947—1950, 525 м.с.),а также его монография «Сказочное творчество марийцев» (1956 год, 286 м.с.). Больше того, по неизвестной причине библиограф даже не упомянул обе эти работы в списке его трудов в сборнике «Научное наследие фольклориста К.А. Четкарева», изданном МарНИИ в 1993 году. Ждут своего издателя также работы К.А. ЧЕТКАРЕВА «Влияние русской культуры и христианства на культуру и быт марийского народа в XIX веке» и «Христианские и языческие праздники среди мари в начале XX века».

28 ноября 1937 года он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему именно марийских сказок. Был директором Марийского научно-исследовательского института (1938-1941, 1945-1946, 1951-1954 гг.).
В рядах Красной Армии К.А. ЧЕТКАРЕВ находился с апреля 1942 года. До этого – с сентября 1941-го по март 1942-го – он числился завучем Новоторъяльской средней школы. Впрочем, числясь завучем, выполнял более ответственные поручения. Так, с ноября по конец декабря 1941 года К.А. ЧЕТКАРЕВ был командирован в качестве политрука на спецстройку в село Кокшайск. Но на фронт его в итоге не взяли из-за перенесенной в 1929 году трахомы, когда он стал фактическим инвалидом по зрению. Между прочим, старший брат К.А. ЧЕТКАРЕВА – Василий Архипович по той же причине совершенно ослеп. А самого Ксенофонта Архиповича из-за состояния глаз, в конечном счете, комиссовали из армии – в связи «с негодностью к военной службе, с исключением с учета». Но случилось это уже 31 июля 1945 года.
После войны К.А. ЧЕТКАРЕВ вновь руководил МарНИИ (1945-1946 гг.), учился в докторантуре Академии наук СССР. В МарНИИ работал до последних дней своей жизни, в 1951-1954 годах в должности директора.
К.А. ЧЕТКАРЕВ, кроме того, составитель или организатор, научный редактор, комментатор сборников, посвященных народному творчеству мари, в том числе таких, как «Марий калык муро» (Марийские народные песни. М.-Л., 1951. 340 С.) и альбом «Марийская вышивка» (Л., МарНИИ и Гос. музей этнографии народов СССР. 1951. 195 С.). Некоторые другие его произведения: Колхоз муро: такмак вл. [Колхозные частушки]. Йошкар-Ола, 1936. 80 С.; Марийские сказки: сборник. Йошкар-Ола, 1948. 184 С.; Марий йомак: сборник. [Mapийские сказки]. Йошкар-Ола, 1950. 256 С.; Нылле ик шоя: йочалан возымо йомаквл. [Сорок одна небылица: сказки для детей]. Йош-кар-Ола, 1955. 40 С.
Награжден орденом «Знак Почета» (1946 год), отмечен Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета МАССР (1951 год).

О нем: Четкарев К. А. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. М., 1975. С. 481.;МБЭ. Йошкар-Ола, 2007. С. 394.