Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ГОЛОВАНОВ Виктор Семенович

ГОЛОВАНОВ Виктор Семенович (весна 1949 год, г.Челябинск – апрель 2011 год, г.Йошкар-Ола).

Деятель культуры, режиссер Марийского Республиканского театра кукол (2003-2011 гг.), заслуженный артист России, лауреат Государственной премии им.К.С.Станиславского (1985 год) и Челябинской областной премии «Орленок» (1982 год), педагог колледжа культуры и искусств им.И.С.Палантая.

Всю свою жизнь посвятив театру кукол, ГОЛОВАНОВ умер, как умирают истинные артисты - на сцене. В свой последний день он был весел и светел. И играл свои роли как всегда прекрасно.

Он с шести лет грезил о театре, в четырнадцать начал играть на любительской сцене в родном Челябинске, а в семнадцать как пришел в Челябинский областной театр кукол, так в нем и остался, за все время поменяв лишь три сцены и три города: Челябинск, Воронеж, Йошкар-Ола.

В Йошкар-Олу его позвала в 1987 году в то время главный режиссер театра Екатерина ЯРДЕНКО, и он поставил свой первый спектакль «Гусенок» - для самых маленьких. С 2000-го стал бывать у нас чаще, в 2003-м переехал совсем. Его всегда с нетерпением ждали, потому что его спектакли были не просто сказками для детей. Это были очень трогательные и возвышенные, умные, веселые и добрые истории, в которых не только дети, но и взрослые находили тот мир, который недоступен нам в повседневности. Такие спектакли, как «Маленькая фея» и «Клочки по закоулочкам», оставили неизгладимое впечатление у бывших детей, а ныне уже взрослых людей, которые привели своих детей к нам в театр.

Смена главного режиссера не снизила планку художественного уровня новых спектаклей. Премьеры сезона 2001/02 годов «Черная курица» и «Тук-тук! Кто там!» были тепло приняты юными зрителями. Спектакль «Черная курица» в постановке Б.Веркау назван в числе лучших на весеннем фестивале «Йошкар-Ола театральная» (2002 год).

Летом 2002 годаспектакль для самых маленьких детей «Про ушастика» участвовал в Международном фестивале городов-партнеров в г.Самаре, где получил приз зрительских симпатий. Благополучно складывается судьба пока единственного спектакля для взрослых «После дождичка...» В 2001 году он был показан на сцене московского Дома актера, а в сентябре 2002-го «Дождь» демонстрировался в Польше на Международном театральном фестивале.

Чуть позже репертуар театра кукол пополнился еще рядом спектаклей, среди них: «Машенька и Медведь» и «Маленькая фея» югославского сказочника В.Рабадана.

Режиссеру ГОЛОВАНОВУ самому по душе больше всего быть волшебником. Тогда рождается, например, такой спектакль для маленьких зрителей, как «Золотой цыпленок», в котором он сам играл роль Волка.

- Очень люблю смотреть спектакль, когда сам не занят в нем – рассказывал он. -Потрясающая же история, как в этом придурке Волке вдруг просыпаются отцовские чувства. Он становится таким заботливым, ранимым, оберегая Цыпленка. Мне эта метафора очень нравится.

Ну, вот вам и ответ на вопрос, почему нужно быть добрым, в чем доброта проявляется и т.п. - это и есть основа всех режиссерских концепций В.ГОЛОВАНОВА. Кстати, многие его постановки до сих пор идут в театре. Это «Гусенок» Н.Геренет, «Золотой цыпленок» В.Орлова, «Теремок» С.Маршака и многие другие.

Он научил куклу рубить дрова. Через голову, как человек, она это делать не сможет. Придумал сбоку. Научил ее танцевать русский танец. Долго думал, на себя поглядывал в зеркало, пританцовывая. Сначала ничего не получалось, пока не дошло, что нужно найти центр тяжести. Вот и пошла кукла у него вприсядку. И веревочку делала, и дробушки. Изучая себя, Виктор Семенович переносил все на куклу. И играл он не только Зайчиков и Мишек, как обычно с иронией говорят о кукольниках, а сложные драматические роли в кукольных спектаклях для взрослых: «Маленький принц», «Жанна д’Арк», «Мертвые души», «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть».

Было бы странно, если бы ГОЛОВАНОВ не занялся педагогической деятельностью. Он все время посвящал актерам: много внимания уделял их кукловождению, и это касалось не только актеров молодых, но и маститых. Поняв, что театру нужна свежая кровь, он явился одним из вдохновителей создания на театральном отделении Колледжа культуры и искусств кукольного курса, который был набран в 2005 году. И теперь на отделении обучается уже второй набор. А ребята первого набора влились в труппу театра и успешно начали свои карьеры, зарекомендовав себя прекрасными продолжателями традиций театра, его творческим, артистическим будущим. Они подтвердили, что В.Голованов состоялся не только как артист и режиссер, но и педагог.

Таких актеров-кукловодов, получивших престижную театральную премию им.К.С.Станиславского, в России можно пересчитать по пальцам.