Автор проекта
alexander-falke@yandex.ru
Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.
Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.
«Минутны странники, мы ходим по гробам...»
Константин Батюшков
Он наступил, конечно, не сегодня, и не вчера. Подобное нередко случалось еще в дореволюционные времена. Ну, нет у нас, россиян, какой то «кладбищенской» культуры ! Той, которая присутствует на Западе. Не знаем мы, что там можно делать, а что нельзя и т.д.
С наступлением же лихих 90-х, с эпохой вседозволенности, люди стали терять человеческий облик и совсем утратили совесть. А на кладбищах стали происходить дикие вещи, которые даже в советское время не случались: близкие родственники умерших, ради «своих» могил, стали уничтожать соседние, «чужие» захоронения, которые находились на желаемом месте или в непосредственной близости. И на земле, ставшей «голой пустыней» (но только на поверхности) хоронили родных.
Существует подобное явление не только на кладбище по улице Строителей в Йошкар-Оле. Но на «Марково» оно наиболее ярко и вопиюще.
Ладно, если бы это были попытки подхоронить у уже умершим когда то родственникам. Да, такое тоже есть. Но в большинстве своем –это именно захват земли с «чужими» захоронениями (Пусть даже за деньги! Те, кто это разрешает заслуживают отдельного разговора.), их «зачистка» и установка своих памятников, напоминающих чаще замки и крепости. Причем, земли «оттяпывают» столько, что можно целую футбольную команду разместить, а хоронят одного или двух. Так сказать, с перспективой.
В результате на Марковском кладбище уничтожены все (!) первые захоронения конца 30-х годов, захоронеия военных лет, кроме братских могил – своеобразной «визитной карточки» Маркова. Остались лишь две могилы 1940 года, несколько-1941-42 годов, да пара-тройка – 1945-го года. А где, например, 1943-й, 1944-й годы? Никто не умирал что ли?
И с кого теперь спрашивать? Никто не виноват!?
В связи с этим хотел бы заметить: раз эти люди, ставшие вандалами, совершили святотатство по отношению к другим, судьба может их наказать. Спустя время история может повториться уже с ихними, кажущимися сегодня такими незыблимыми могилами.
P.S. Вообще, я считаю, что кладбища должны быть неприкосновенны. Как древнее «табу». Неприкосновенны: и для чиновника, и для рядового гражданина. И, неважно, старые это кладбища или новые. Трогать их нельзя! Даже если памятники почти не сохранились. Это память о наших предках, это наша история
Кладбища нужно СОХРАНЯТЬ, ОХРАНЯТЬ, содержать в чистоте и порядке. И ВСЁ!
В канун многочисленных ноябрьских праздников наши власти совершили непродуманный шаг – решили перенести статую царя Федора Иоанновича из Кремля на Набережную Кокшаги. Такой переезд, как известно, обошелся республике в семь миллионов рублей.
Чтобы узнать, как встретили эту новость люди, достаточно заглянуть в местные интернет-сайты, полные едких насмешек и ёрничания. Наверно, «не пнул» царя, а значит и власть, разве что ленивый.
Но сечас я о другом, о месте, куда перенесли статую царственной особы. Эта территория с XVII века, со времени построения первого, еще деревянного здания Воскресенского собора была отведена под приходское кладбище. Здесь хоронили прихожан храма – не только жителей Царевококшайска, но и окрестных деревень, например, Гомзово.
Перед строительством нынешнего Воскресенского собора часть тех захоронений была вскрыта марийскими археологами во главе с проф. В.С. Патрушевым. Позднее эти бренные останки горожан были перезахоронены в общей братской могиле на территории храма у церковной ограды и поставлен памятный знак. Но остались и те, кто остался на своем месте, там, где был погребен. Сколько их? Неизвестно. Но эти могилы, спустя столетия, до сих пор остаются там, под землей.
Их все время беспокоят, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ ДАЖЕ ОБ ЭТОМ (!!!), разрушают. Так, спустя год после возведения нынешнего здания собора, строители рыли очередную траншею в направлении набережной и разрушили несколько могил. И пришлось мне собирать выброшенные с землей человеческие кости, чтобы передать их в Епархию для последующего захоронения. Пишу это к тому, что памятник царю Федору ныне возвели в двух метрах от той злополучной траншеи. А, значит, на другие могилы.
Вывод, который напрашивается, однозначен: можно хорошо знать историю итальянской Флоренции, но совершенно не знать свою.
АЛЕКСАНДР
Побывал на днях с ознакомительной целью на «Сидоровском» кладбище, расположенном на окраине Йошкар-Олы, у деревни Сидорово по Кокшайскому тракту. После того, что увидел на старом кладбище в Семеновке, захотелось сравнить. Хотя, вероятно, эти кладбище несопоставимы. Ведь «Сидоровское» сравнительно молодо. До революции жители Сидорова и иже с ними хоронили своих близких на городском кладбище Царевококшайска (нынешний Парк культуры). В конце 20-х – начале 30-х годов похороны там запретили и думалось, что кладбище у Сидорова существует с той поры. Но действительность оказалась несколько иной. Оказалось, самые старые захоронения датируются концом 40-х годов XX века. Причем они мусульманские?!
Объяснений этому невероятному факту может быть два. Первое: «Сидоровское» возникло как кладбище мусульманское, а только потом здесь стали хоронить всех: и мусульман, и христиан.
Конечно, мусульманская часть кладбища существует несколько обособленно и сегодня, но большинство таких могил находится вместе с православными, нередко вперемешку. Настоящая дружба народов и вероисповеданий. Впрочем, как говорится, перед смертью все равны.
Второе объяснение видится так: православное кладбище возникло раньше мусульманского, с конца 30-х годов, но в силу ряда причин эти могилы не сохранились. К примеру, деревянные кресты сгнили, или первые захоронения были уничтожены свежим «новоделом». Что, к сожалению, у нас нередко происходит. Самый наглядный пример – уничтожение старых захоронений 30-х – 50-х годов на «Марковском» кладбище Йошкар-Олы.
Если же подобное на «Сидорово» не происходило (честно говоря, следов подобного вандализма не заметил), тогда непонятно, куда же отправлялись умершие. На «Марково» что ли? Непонятно.
И еще. Говоря о «Сидоровском» кладбище, которое в народе называется именно так, потому что оно долгое время было, так сказать, местным, деревенским. Несколько десятилетий здесь хоронили уроженцев Сидорово и соседних с ней сел и деревень – Большого и Малого Чигашева, Подборной (Загур), Большой Ноли, Митюково, Марково … Сегодня же уроженцы этих мест явно в меньшинстве. Да есть ВИНОКУРОВЫ, имеющие сидоровские корни, РУМЯНЦЕВЫ (Б.Чигашево), КАЛМЫКОВЫ (Подборная), СТАРИКОВЫ (Марково) и т.д. Но их немного, зато часто встречаются фамилии людей, родина которых далеко от этих мест. Например, украинские. Сегодня на кладбище у деревни Сидорово хоронят всех подряд, кто сумеет получить место, тот и хоронит. И, фактически, оно превратилось в еще одно общегородское кладбище, но из-за ограниченности территории – расширять его просто некуда, - труднодоступное. Но, как видим, не всех …
P.S. Здесь находятся могилы и известных в республике людей: заслуженного художника РСФСР П.Ф. ГОРБУНЦОВА, деятеля народного просвещения А.П. РУМЯНЦЕВА.
АЛЕКСАНДР