Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

КИЛЕВЕЙН Роберт Яковлевич

КИЛЕВЕЙН Роберт Яковлевич (28.04.1825 год, г.Нарва – 1895 год, г.Нижний Новгород).
Деятель строительства и архитектуры, Нижегородский губернский архитектор (с1859 года), действительный статский советник, является автором и разработчиком многих архитектурных проектов города и губернии, в том числе замка ШЕРЕМЕТЕВЫХ в селе Юрино Васильсурского уезда (ныне Юринский район РМЭ).Отец Г.Р.КИЛЕВЕЙНа.
Лютеранин, выходец из Эстляндии, Роберт КИЛЕВЕЙН окончил в 1849 году строительное училище Главного управления путей сообщения. Служил в Казанской строительной комиссии. С 1859 года он губернский архитектор Нижнего Новгорода. В 1860 - 1861 годы он разработал проект и построил 2-ой детский приют (ныне улица Ульянова, 10). Одновременно с этим Роберт Яковлевич участвовал в конкурсе на проект новоярмарочного Александро-Невского собора. На КИЛЕВЕЙНа был возложен надзор за строительством этого здания (в 1867 году). Так облик нижегородской Стрелки украсил собор, уступающий по высоте только колокольне Ивана Великого и храму Христа Спасителя. Это единственный в мире храм, поставленный «на плот». Его архитектор Роберт КИЛЕВЕЙН выполнил фундамент собора в виде плиты толщиной в три метра, нижние слои которой состояли из сосновых бревен, соединенных вместе подобно плоту.Участие в этом строительстве известных российских архитекторов - Л. В. Даля и КИЛЕВЕЙНА было отмечено памятной доской, вделанной в его стену.
С приездом в Нижний Новгород академика архитектуры Даля КИЛЕВЕЙН стал постоянным исполнителем его проектов. В 1864 году он возводит на ярмарке здание цирка для его владелицы крестьянки С. Авериной, а в 1866 году проектирует на Семинарской площади дом Н. Мосалова.
Влияние Даля на творчество Роберта КИЛЕВЕЙНа особенно проявилось при проектировании последним в 1870 году деревянного дома П. Климова (улица Лядова, 35), в убранстве фасада которого применена глухая резьба по дереву. Деревянным народным зодчеством Роберт увлекся под влиянием Л.В.Даля. Под влиянием своего увлечения КИЛЕВЕЙН привнес элементы деревянного народного зодчества и в проект перестройки Спасо-Преображенского храма в Карповке (ныне территория Ленинского района Нижнего Новгорода). Карповская церковь была перестроена архитектором Робертом Яковлевичем из-за того, что храм был единственным на всю округу и в престольные праздники не мог вместить всех желающих.
Вместе с Львом Далем КИЛЕВЕЙН участвует в восстановлении гробницы К. Минина в Кремле и возводит в Спасо-Преображенском соборе над прахом народного героя шатровую часовню-сень, реставрации древнего собора Благовещенского монастыря, здание Всесословного клуба. ]По проекту Роберта Яковлевича была построена (1871) одна из лучших в Поволжье мельница Матвея Башкирова.28 мая 1874 года за успешные труды на ярмарке получает звание инженер-архитектора.
В 80-х годах Х1Х века он реставрирует колокольню Рождественской (Строгановской) церкви. Тогда же в Нижнем обсуждается вопрос о разборке обветшавшего староярмарочного Спасского собора. Р.Я.КИЛЕВЕЙН доказывает возможность сохранения здания, в 1885-1888 годах ведет восстановительные работы. По просьбе Василия Петровича ШЕРЕМЕТЕВА он участвует разработке проекта и строительстве замка селе Юрино Васильсурского уезда Нижегородской губернии (ныне Республика Марий Эл).
Заинтересованный в сохранении историко-культурного многовекового наследия, Р.Я.КИЛЕВЕЙН до конца своих дней входил в состав Нижегородской ученой губернской архивной комиссии (НГУАК), был ее активным членом.
В начале 1893 года Роберт КИЛЕВЕЙН предложил вместо конки построить в Нижнем Новгороде «электрическую железную дорогу». А занимавшийся трамвайным сообщением в Нижнем Новгороде камер-юнкер Рафаэль фон Гартман предложил соединить двумя фуникулерами трамвайные линии, идущие по верхним и нижним улицам города. Фуникулеры получили названия Кремлевский и Похвалинский. В 1896 году фуникулер в Нижнем Новгороде начал работу и проработал до 1926 года.
Ныне около 10 миллионов рублей заложено в бюджете Нижнего Новгорода на завершение проектных работ по запуску исторической «железки». В соответствии с проектом по трассе длиной 150 метров будет курсировать один вагон вместимостью 40 человек. Нижний павильон повторит архитектурный облик станции начала ХХ века. Верхняя станция может служить дополнительной видовой площадкой. Фуникулер соединит аллею, идущую вдоль кремлевской стены, и современную площадь Народного единства (в прошлом Нижний базар), где прозвучал призыв Козьмы Минина.
Сам Роберт Яковлевич до открытия фуникулера не дожил. В Центральном архиве Нижегородской области в метриках об умерших, зарегистрированных в Евангелическо-лютеранской церкви Нижнего Новгорода, значится следующая запись: «1895 год. № 8. 19 мая/22 мая. Роберт фон Кюлевейн, инженер-архитектор. Действующий статский советник, город Нарва, 70 лет, женат, апоплексический удар, похоронен на нижегородском приходском Евангелическо-Лютеранском кладбище Нижегородской губернии пастором Э. Гольцмайером».