Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

КАЛМЫКОВ Виктор Петрович

КАЛМЫКОВ Виктор Петрович (1908 год – 1981 год).
Деятель архитектуры и строительства, талантливый советский архитектор: в молодости - яркий представитель советского романтизма 20 - начала 30-х годов, член Объединения архитекторов-урбанистов – АРУ (1928—1931 гг.) и автор проекта города будущего в космосе. Позднее, архитектор Управления кинофикации при СНК РСФСР, главный специалист по проектированию и строительству кинотеатров в нашей стране на первом его этапе. Из 60 кинотеатров, построенных с 1935 по 1940 годы в различных городах РСФСР, 50 осуществлено по проектам В. П. КАЛМЫКОВА. По его проекту был построен и первый кинотеатр в Йошкар-Оле  - «Рекорд» (1940 год).
Также по его проектув 1937-1938 гг., был возведен в Москве кинотеатр «Родина» (ул. Измайловский Вал, д.5), признанный, кстати, архитектурным памятником, относящимся к объектам культурного наследия. У нас же, в Йошкар-Оле, в отличие от Кирова, Твери, Орла и других городов, первый кинотеатр власти сохранить не захотели. В Пскове, например, в годы Великой Отечественной войны здание кинотеатра «Пограничник» было разрушено. Но окончанием боевых действий, когда шло восстановление разрушеного, возродили и его …
Кстати, в 1941 году, накануне войны, была издана теоретическая работа В.П. КАЛМЫКОВА «Архитектура и проектирование кинотеатров». Впрочем, стиль кинотеатров, построенных В.П. КАЛМЫКОВЫМ, никак не свидетельствует о его студенческих увлечениях.
Виктор - выпускник Московского Высшего Художественно-Технического Института (ВХУТЕИН) 1930 года. Один из наиболее талантливых учеников Николая Ладовского. Сам Н.А.Ладовский построил крайне мало, но, при этом, был одним из главных теоретических авторитетов для советской архитектуры 20-х годов. Стиль, созданный школой Ладовского, получил название «рационализм». В 1923 году появилась организация архитекторов-рационалистов – «Ассоциация Новых Архитекторов» (АСНОВА), которая оказала серьезное влияние на московский архитектурный процесс 20-х годов.
В 1930 году, в свои 22 года, через два года после известного «Города будущего» («Город на летающих путях сообщения») молодого архитектора Георгия Крутикова еще один выпускник этого института, Виктор КАЛМЫКОВ разработал проект города в воздухе «Сатурний» и представил его в стенах ВХУТЕИНа. Он не получил статус «дипломного проекта»:учитывая скандальность защиты диплома Крутикова и его последущий разгром в прессе, а также наблюдая воочию как развертывается ситуация вокруг проекта-утопии (представленного чуть раньше) И.Йозефовича, КАЛМЫКОВ  рисковать собственным дипломом не решился. Проект был представлен в институте в частном порядке – как проектная разработка факультативного характера и данное обстоятельство спасло Виктора Петровича от многих осложнений.
По своему содержанию «Сатурний» намного фантастичнее и проекта Йозефовича, и даже проекта Крутикова. КАЛМЫКОВ, ни много, ни мало, создает проект поселения, расположенного на кольце, поднятом в воздух и опоясывающем собою ВСЮ ЗЕМЛЮ. Отсюда и название проекта: мировое кольцо Калмыкова сходно с кольцом Сатурна. Виктор Петрович рассуждал так: если создать жесткое кольцо-город, то оно не упадет на Землю. Кольцо будет вращаться со скоростью вращения Земли, т.е. неподвижно висеть над экватором. На верхней стороне кольца планировалось устроить непрерывную полосу для взлета и посадки самолетов и других летательных аппаратов.
Ниже - несколько ярусов жилых и общественных помещений, в том числе и консольно выдвинутых в стороны или подвешенных к кольцу снизу. Монтаж отдельных звеньев города-кольца должен был производиться дирижаблями. Не исключалась возможность иметь и второе кольцо (через полюсы Земли), причем второе кольцо могло быть и перпендикулярно первому (которое над экватором). Но такое не видится ККАЛМЫКОВУ чем-то уникальным: он сам пишет в комментариях к своему проекту о том, что количество колец можно для начала удвоить. Ну а далее – если довести проект до логического завершения – колец может быть все больше и больше.
Воздушное местонахождение человечества должно стимулировать и развитие воздушного транспорта. – Само строительство кольца КАЛМЫКОВ планировал вести при помощи дирижаблей. Когда же кольцо будет построено, то передвижение из одного жилого сектора кольца в другое будет осуществляться преимущественно по воздуху. – Сатурний обладает многоярусной структурой; на разных его уровнях расположены разные по своим функциям сектора – жилой сектор, образовательный сектор, сектор досуга, производственный сектор … А на поверхности кольца сосредоточены основные транспортные структуры – КАЛМЫКОВ говорит о том, что вся эта внешняя поверхность представляет собой единый сплошной аэродром.
Главной социальной предпосылкой реализации проекта Виктора КАЛМЫКОВА оказывается … мировая социалистическая революция. – Столь масштабное строительство, требующее единовременных согласованных действий в разных частях мира от разных государств и народов предполагает наличие единых целей и, как следствие, единой идеологии. А т.к. будущее безусловно принадлежит социализму, то и эта идеология должна быть социалистической.
При этом сам социализм в версии КАЛМЫКОВА, кажется, имеет мало общего с реальным советским социализмом; это – во-первых, чисто урбанистическое социальное образование, - КАЛМЫКОВ прямо называет «Сатурний» ГОРОДОМ, во-вторых, это образование не предполагает наличия четких границ по национальному принципу; это – город-коммуна, а в проекции на политическую сферу – это единое наднациональное государство трудящихся. Утопия, скажете! С позиций 30-х годов – безусловно! Но, возможно ли подобное в будущем ..? Время покажет!

О нем: С.О. Хан-Магомедов. «Виктор Калмыков». Москва. РИП-Холдинг. 2011. 160 С.