Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

КОНДРАТЬЕВ Михаил Григорьевич

КОНДРАТЬЕВ Михаил Григорьевич (1.10.1891 год, д.Рутка Козьмодемьянский уезд Казанская губ.//ныне Горномарийский район РМЭ  - 1938 год).
Партийный деятель времен строительства социализма, начальник Козьмодемьянского Районного Земельного Отдела. Участник 1-й Мировой и Гражданской войн. Жертва сталинских репрессий.
В 1902 году Михаил с отличием окончил сельскую школу, но из-за бедности родителей учиться далее ему не пришлось. С 16 лет работал у лесопромышленников: в зимнее время занимался заготовкой деловой древесины и дров, а летом – сплавом заготовленного леса. Так работал Михаил КОНДРАТЬЕВ с 1907 по 1914 годы.
В 1914 году он был призван в царскую армию, воевал на фронтах империалистической войны, в конце года попал в плен. Три года находился в плену в Германии, затем бежал в Швейцарию. И только в середине 1918 года смог попасть в Россию, где сразу же добровольцем вступил в Красную Армию. Домой, в Козьмодемьянск, возвратился в 1921 году.
Демобилизованный солдат работал в различных советских учреждениях. В 1927 г. вступил в ВКП(б). Грамотного работника вскоре оценили, и в 1928 году Михаил Григорьевич был избран председателем Козьмодемьянского городского Совета. Долго работать в горсовете не пришлось, так как партия и правительство лучших представителей народа посылали на передовой фронт.
Тридцатый год – это период массовой коллективизации. В числе 25-тысячников Михаил Григорьевич направлен возглавить колхоз «Стремление». Проработав 1 год, понял, что нужны специальные знания. По направлению Горномарийского РК ВКП(б) пошел учиться. В 1934 году, по окончании Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы в Нижнем Новгороде был командирован Нижегородским крайкомом ВКП(б) в Горномарийский район на пост председателя Районного Земельного Отдела.
Где бы ни работал М.Г. КОНДРАТЬЕВ, везде проявлял себя с положительной стороны, дисциплинирован, политически развит. К этому времени у Михаила Григорьевича уже было четверо детей, проживал с семьей в городе Козьмодемьянске на улице Красная, дом № 18.
В книге «Трагедия народа» - книге памяти жертв политических репрессий РМЭ написано: «Сложна и непредсказуема история любого народа, тем более судьба отдельного человека. Уничтожающий каток репрессий 30-40-х - начала 50-х гг. не разбирал ни национальность, ни происхождение, ни социальное положение, ни образование, ни место работы, ни возраст…». 1938 год явился последним витком жизни М.Г.КОНДРАТЬЕВА. 19 апреля 1938 года Горномарийский РО НКВД выдал ордер на его арест и обыск. В тот же день его арестовали, при обыске изъяли: паспорт, военный билет, облигации на 2315 руб., серебряные карманные часы, двуствольное ружье центрального боя 12 калибра, патронташ, 24 патрона. В предъявленном обвинении по статье 58 п.10, 11 УК РСФСР написано, что КОНДРАТЬЕВ Михаил Григорьевич вел борьбу против политики коммунистической партии и Советского правительства, активно участвовал в контрреволюционной деятельности, буржуазно-троцкистской националистической организации, требовал расчленения Маробласти путем отделения Горномарийского района в самостоятельный округ. В другом документе формулировка обвинения такая: «выступал за отторжение горных мари от луговых с целью создания Горномарийской автономной области вне МАО, всячески разваливал колхозное движение».
Арестованный М.Г.КОНДРАТЬЕВ написал в НКВД подробное письмо. В письме объяснял, что в его действиях не было и не могло быть сознательного вредительства, так как он всегда в своей работе проводил в жизнь только правительственные установки: будучи председателем Козьмодемьянского горсовета участвовал в обсуждении вопросов административно-территориального деления МАО. Как начальник РайЗО отмечал, что за время его работы 10 колхозов были утверждены для участия во Всесоюзной выставке сельского хозяйства, колхозы района по многим показателям выходили в первые ряды. Виновным себя не признал.
Особая тройка приняла постановление о расстреле Михаила Григорьевича КОНДРАТЬЕВА. Постановление привели в исполнение.
По прошествии десятилетий в 1957 году Верховный суд МАССР отменил постановление тройки с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
Доктор исторических наук, профессор К.Н.САНУКОВ в книге «Председатель исполкома: Очерки жизни и деятельности И.П.Петрова» написал: «Непостижима логика событий тридцатых годов, когда безжалостный режим уничтожил миллионы людей, и не только тех, кто не принял социалистический строй, но и тех, кто с энтузиазмом его строил». Эти слова ученого историка сказаны и о Михаиле Григорьевиче КОНДРАТЬЕВЕ.