Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ШЕКАРОВ Иван Спиридонович

ШЕКАРОВ Иван Спиридонович (1862 год, с.Петровское Царевококшайский уезд Казанская губ./ ныне Моркинский район РМЭ -?)

Деятель Русской Православной Церкви, псаломщик Домовой церкви помещиков Желтухиных (1885-1889 гг), священник ряда других храмов Казанской Епархии.

Родился Иван в крестьянской семье. Его родителей Спиридона Петровича (1821 год рождения) и Татьяну Фирсовну (1824 год рождения), как и всех жителей этого села, помещик Алексей Дмитриевич ЖЕЛТУХИН привез из поволжских губерний - «Чтоб жили там, плодилися и правили тягло».

Первые сведения о семье Шекаровых появляются в Исповедных ведомостях села в 1855 году. В семье Спиридона Петровича кроме Ивана было еще два сына – Николай (1848 год рождения) и Спиридон (1855 год рождения), и три дочери – Феодосия (1850 год рождения) и две Вассы (1853 и 1860 годы рождения).

Природные условия этого места были весьма благоприятными для развития стеклоделия. Здесь имелись богатейшие месторождения мелкого кварцевого песка и извести. Повсюду стояли нетронутые лесные массивы, протекали многочисленные реки и ручьи. Здесь купил ЖЕЛТУХИН себе лесную делянку (дачу), где и возникло села Желтухино/ Воскресенское/ Петровское, все население которых было чисто русским и являлось его крепостными. Крепостные крестьяне выстроили два стекольных завода, и сами же работали на них.

Когда Иван подрос, то он, как и положено, пошел работать на «стеклянную» фабрику. Интересен перечень некоторых специальностей рабочих-стекловаров: гончары (горшечники), шурали (газовщики), составщики шихты, стекловары, ученики-баночники, хлопцы (принимальщики), мастера-баночники. Пройдя все этапы работы в стекольном деле, к 23 годам он стал мастером-стеклодувом. Родители смогли дать Ивану Спиридоновичу только домашнее образование, воспитав его в строгости и православной вере, но и это сослужило ему в дальнейшем хорошую службу.

Поразительное событие, изменившее его жизнь, произошло 6 марта 1885 года, когда по прошению он был определен псаломщиком в домовую церковь Желтухина. По семейному преданию, у Ивана был красивый голос и сильные легкие, благодаря чему на него обратили внимание.

Однако кроме этого были и объективные причины, по которым вся дальнейшая жизнь простого стеклодува оказалась неразрывно связана с церковью. В результате церковных реформ 1860-х гг. дети духовенства, обучавшиеся в духовных семинариях и училищах, получили право избирать род деятельности не только духовный. Им предоставлена была возможность обучаться в светских учебных заведениях с тем, чтобы затем поступать на государственную службу или какую-то иную.

Столь благое для этого сословия решение привело, однако, к тому, что возникла катастрофическая нехватка сельских священников. 21 марта 1871 года был принят указ, по которому, церковные должности отныне дозволено было занимать лицам всех сословий. Для занятия церковных должностей был необходим некий образовательный ценз, ибо наряду со своими прямыми обязанностями чтеца и певчего псаломщик выполнял часто и другие функции, например - учителя в церковноприходской школе. Видимо, отвечал Иван ШЕКАРОВ этим требованиям, так как его прошение было удовлетворено и 9 ноября 1887 года, он был посвящен в стихарь.

После смерти Алексея ЖЕЛТУХИНА его сын Сергей не смог должным образом управлять двумя стекольными фабриками и одна из них в селе Петровском была приостановлена, в 1889 году имение было продано, церковь закрыта. К этому времени Иван Спиридонович женился на дочери псаломщика Михаила Ивановича Невзорова – Матроне (1869 год рождения) и 20 февраля 1889 года у них родилась дочь Антонина.

С закрытием церкви вынужден прадед был просить перевод в другое место, и в июле он был перемещен в село Дигитли, Мамадышского уезда.

Восемь лет верой и правдой прослужил Иван ШЕКАРОВ в Вознесенской церкви этого села. Здесь крестил своих детей – Клавдию (1891 год рождения), Валентину (1892 год рождения), Бориса (1895 год рождения) и Николая (1896 год рождения). Но уже с конца 1896 года псаломщика Иоанна ШЕКАРОВА, практически каждый год переводили в из одного прихода Казанской епархии в другой: церковь Михаила Архангела в с. Красная Горка, Мамадышского уезда; церковь Дмитрия Солунского в селе Парат, Казанского уезда; церковь Ильи Пророка в селе Ильинское, Казанского уезда; церковь Воскресенья Господня в г. Чебоксары; церковь Тихвинской иконы Божией матери, г. Казань.

В среде духовенства существовал предельно высокий естественный прирост, что объяснялось обязательным и ранним вступлением в брак и строгим запрещением любых способов ограничения рождаемости. Поэтому, понятно, что продвижение по службе главы семейства было как воздух необходимо все увеличивавшейся семье ШЕКАРОВЫХ. 27 марта 1900 года Резолюциею Высокопреосвященнейшего Арсения, псаломщик Иоанн ШЕКАРОВ был перемещен в церковь села Столбищи, Казанского уезда, на диаконскую вакансию. В сан диакона он был возведен Преосвященным Владыкой Антонием Волынским (в дальнейшем – основателем РПЦ за границей).

Служба, многообразные заботы и крайний недостаток в средствах при большом семействе не дали отцу Иоанну возможности пополнить свое образование, поэтому совершенно удивителен факт, что 16 марта 1903 года он был рукоположен во священника к церкви села Тетвель Чистопольского уезда Архиепископом Дмитрием (Одесским). Значит, было в этом диаконе что-то такое, что начальство ценило выше образования. Что же? Сила духа, верность церкви, крепкая крестьянская закалка, «незазорная нравственность»? Несомненно, одно, был он человек религиозный, искренно верующий.

Через год отец Иоанн был перемещен в село Большие Ключи, где прослужил до 1908 года. В этом селе у ШЕКАРОВЫХ появился самый младший сын Александр (1905 год рождения), восприемницей (крестной матерью) которого была его старшая сестра Антонина.

Однако всю жизнь оставался отец Иоанн все тем же крестьянином, каким родился, держал хозяйство, но при этом и службу правил. В анкете сына Николая в 1937 году указано, что «родители были крестьянского происхождения, а именно, середняками, имели одну лошадь и одну корову».

Интересные сведения как о священнике Иоанне, так и о месте его службы, обнаружились в Клировой Ведомости о церкви села Ключей Казанского уезда, Казанской епархии 1906 года, хранящейся в Национальном архиве РТ.

В ней сообщалось, что в селе существует с 1876 года начальное мужское училище и с 1900 года женское начальное училище, в минувшем 1905/6 учебном году в первом обучалось 130 мальчиков, кончило полный курс 5 мальчиков. Законоучителем в мужском училище состоит местный священник Иоанн ШЕКАРОВ...

В той же Ведомости за 1906 год имеются сведения о всех предыдущих перемещениях Ивана Спиридоновича, приведенные выше, который к тому же имеет свидетельство на звание учителя приходского сельского начального народного училища, выданное 1896 декабря 21 дня. А также ценные сведения о всей его семье, включая родителей его жены.

В семействе у него жена Матрона Михайлова 36 (лет) Дети: Антонина, кончила курс в Казанском Епахиальном Женском училище 17 (лет), Клавдия, обучается во 2 классе Епархиального училища, на содержании отца 15 (лет), Валентина, обучается в 3 классе Окружного духовного женского училища, на содержании отца 14 (лет), Борис, обучается в 1 классе Казанского Духовного мужского училища, на содержании отца 12 (лет), Николай 10 (лет), Феоктиста 8 (лет), Вячеслав (6 лет и 9 мес.), Глеб (2 года и 8 мес.), Александр (1 год и 10 мес.). Теща его Симбирской губернии села Кияти, Буинского уезда умершаго псаломщика Михаила Иванова Невзорова жена Феоктиста Стефанова 57 лет.

Возможно, зарекомендовал себя отец Иоанн крепким и убежденным ревнителем веры, потому что в 1908 году Резолюциею Высокопреосвященнейшего Арсения он был перемещен в село Подберезье Свияжского уезда, значительную часть жителей которого составляли старообрядцы Белокриницкой иерархии. Ввиду этого, приход был бедным, несмотря на то, что село было самым большим в Свияжском уезде. В этом селе и отношения между людьми были, по-видимому, другими. Не всегда и служба шла гладко. А тут еще донос…

«Зависть ли тайная, злоба ль открытая» взыграли в товарищах по службе, а может быть непростой характер прадеда и требовательность к причту были тому причиной, но по наущению псаломщика написали на ШЕКАРОВА донос. В архивных фондах за 1910-1912 гг. нашлось объемное следственное дело «о неблаговидных поступках» отца Иоанна. Простой крестьянин пишет об оплошностях батюшки во время исправления служб и что он, как законоучитель, объясняет уроки неправильно, несогласно с церковным учением, позволяет себе неуместные сравнения и выражения из крестьянской жизни. Кроме того, отец Иоанн высказывает претензии к диакону, что тот «без благоговения» правит службу, а староста к службе выдает малый потир.

Много еще нелицеприятного написано в этих документах, но нам интересна объяснительная самого ШЕКАРОВА, в которой он выражает недовольство своим приходом, жалобы его на малую обеспеченность в связи с бедностью прихода. Говорит о несправедливости возводимых на него обвинений. Иван Спиридонович признает свою малую образованность, но считает, что за грубость принимают его правдивость и настойчивость в правом деле, отвергает обвинение в гордости и неблаговидных поступках. Жалуется на многодетность семьи – 13 человек. В 1910 году у него будут обучаться 5 человек в разных учебных заведениях. Просит назначить повторное следствие и оставить его в том же приходе. За другой проступок, неправильно составленное завещание, он был «подвергнут монастырскому подначалию», то есть был отправлен в монастырь для очистки своей совести. Однако, в обоих случаях жалобщики принесли ему свои извинения, признав зряшность и несправедливость обвинений.

Решение Епархиального начальства было вынесено в его пользу и несмотря на все трудности, Иван Спиридонович продолжал служить в селе Подберезье, оставаясь, согласно данным Адрес-календаря Казанской губернии 1915 года, настоятелем местной церкви.

Где бы ни служил отец Иоанн, он преподавал в школах своих приходов. Насколько известно, он был учителем Петровской церковно-приходской школы, законоучителем Бизюгбургского и Тетвельского земских училищ, Ключинского мужского училища, а также Петропавловской двухлетней школы.

Здесь, в селе Петропавловская слобода Чистопольского уезда Казанской губернии, его застало известие о Февральской буржуазной революции 1917 года. В документах Центрального государственного архива историко-политической документации РТ хранится донесение от 16 марта 1917 года заведующего Петропавловским двухклассным училищем Чистопольскому уездному комиссару Временного правительства:

«Явившись на занятие, он (Иван Спиридонович) ужаснулся, что в школе убраны портреты и учащиеся не пели молитву за царя и гимн. По окончании молитвы я вошел в класс и объявил ученикам, что завтра будем петь «Спаси господи люди твоя», но вместо слов «Победы благоверному императору нашему Николаю Александровичу» будем петь «Победы великой державе Российской и воинствуя ея на сопротивныя даруй». Услышав это, о. Шекаров побледнел, затрясся весь, вбежал в этот класс, затопал ногами и неистово закричал на меня, что я не имею права, и у меня нет официального разрешения. … назвал меня атеистом, выкрикивал, что я не имею права быть учителем».

Февральский переворот стал для ШЕКАРОВА потрясением. Разрушались все жизненные устои России – вера в Бога и Царя, служению которым он посвятил более 30 лет! Он страдал и не имел права молчать. Хотелось защитить и себя и этих детей, которых столько лет он обучал и воспитывал в духе Закона Божьего. Многое ему приходилось в жизни терпеть, но такого краха Иван Спиридонович никак не ожидал. Единственной опорой оставалась только семья.

Бог дал ШЕКАРОВЫМ девятнадцать детей, однако большую часть их и взял в детском возрасте, оставив родителям лишь девятерых. Надо ли говорить, с какой любовью и заботой относились Иван Спиридонович и Матрона Михайловна к детям. До самой смерти Матрона Михайловна жила с дочерьми в Сибири и помогала, чем могла.

Именно родители были первыми учителями грамоты и слова Божъего всех своих детей. Потом все девочки Шекаровы учились в духовных женских училищах, а мальчики пошли в военную службу. Видимо, это были самые доступные способы, которыми Иван Спиридонович, вышедший из крестьян, мог обеспечить своих детей, чтобы могли они зарабатывать себе на жизнь и добиться достойного положения в обществе.

Возможно, выслужив положенные 35 лет, вышел Иван Спиридонович в отставку в 1920 году, но мы можем только делать предположения, ибо не располагаем такими данными. Когда в 1921-22 гг в России разразился голод и началось разграбление государством церквей и храмов, ШЕКАРОВЫХ уже больше ничто не удерживало в Поволжье и всем семейством они подались в Сибирь.

По другой версии, батюшка был выслан из Казани со всем семейством. Как бы то ни было, два месяца добирались они в теплушке до «Сибири». В дороге Иван Спиридонович заболел тифом и умер, а осиротевших детей раскидало по всей стране. Матрона Михайловна, супруга Ивана Спиридоновича, прожила 78 лет и, по воспоминаниям внучек, никогда ничем не болела.