Автор проекта
alexander-falke@yandex.ru
Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.
Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.
АГАФАНГЕЛ (в миру СОЛОВЬЕВ Алексей Федорович (Михайлович) (08.12.1812год, село Ильинское Шуйский уезд. - 08.03.1876год,г.Житомир \ ныне Украина).
Религиозный деятель, ректор Казанской Духовной Академии, епископ Вятский и Слободской, Ревельский, архиепископ Волынский и Житомирский, духовный писатель.
Сын сельского священника По окончании в 1832 году Владимирской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 2 июня 1835 года, будучи еще студентом, принял монашество и 20 июня 1836 года рукоположен во иеромонаха. 20 августа 1836 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Св. Писания.
8 октября 1838 году АГАФАНГЕЛ был назначен библиотекарем академии, в 1841 году - соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. 28 февраля 1842 года стал инспектором Московской духовной академии. 21 сентября 1842 года переведен и назначен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря. 22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита. С 21 сентября 1845 года - ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря. 19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря.
20 января 1854 года он назначен ректором Казанской духовной академии(по 1857 год) с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. Именно при нем состоялось историческое событие: в начале 1854-1855 учебного года произошло открытие единственных в России миссионерских отделений. Были определены три основные группы народностей, на которых и распространялась деятельность отделений. А именно: а) татары, б) народы монгольского племени в) чуваши, черемисы и вотяки. « В эти отделения должны были быть помещаемы те студенты высшего и низшего отделения, которые изъявят желание быть по окончании Академического курса или миссионерами, или наставниками в Семинариях Казанского Духовного Учебного округа по языкам означенных племен и по миссионерским предметам; преимущественно же должно помещать в сии отделения воспитанников тех епархий, в которых есть означенные племена». В итоге были открыты следующие четыре отделения: 1) противораскольническое, 2) противомусульманское, 3) противобуддистское и 4) черемисско-чувашское. В 1855 году АГАФАНГЕЛ стал председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала "Православный собеседник".
4 марта 1857 года АГАФАНГЕЛ был назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии; с 6 февраля 1860 года был епископом Вятским и Слободским.
Памятником деятельности АГАФАНГЕЛА в Вятке было основание училища для девиц духовного звания, на 270 воспитанниц, с содержанием бесплатно 60-ти сирот. Училище это к 1869 году, расходуя до 37000 руб., имело запасного капитала уже 45000 руб., выпустив до 40 девиц с правами домашних учительниц. Кроме того, в Вятке он устроил епархиальную библиотеку, в которую пожертвовал много книг. В Вятскую духовную семинарию пожертвовал книги личной библиотеки, в т. ч. многотомную «Патрологию» Ж. Миня. В Вятке же АГАФАНГЕЛ стал инициатором издания Епархиальных ведомостей.
С 17 июня 1866 года он - епископ Волынский, священноархимандрит Почаевской Успенской Лавры. 31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа.
В Житомире издавал Волынские епархиальные ведомости, устроил ремесленное училище в Почаевской лавре и общежитие при семинарии.
В последние годы жизни АГАФАНГЕЛ сильно болел, заболев еще в 1875 году, когда посетил в последний раз родину, где устраивал церковь и училище.. Любитель просвещения, он был большим знатоком древних, особенно еврейского, и новейших языков, любил музыку и естественные науки, оставаясь своеобразным во взгляде на обязанности и права духовных пастырей. АГАФАНГЕЛ был противником синодальной системы церковного управления, отстаивал неограниченность власти архиерея над подчиненным духовенством, высказывался против обер-прокуратуры, в 1876 году критиковал проект реформы церковного суда, инициатором которой был обер-прокурор гр. Д. А. Толстой. Получил выговор Святейшего Синода за критические статьи в Волынских епархиальных ведомостях по поводу антиканоничности реформ. В самом начале своей деятельности АГАФАНГЕЛ получил печальную известность "Безыменным письмом" к митрополитам, в котором обвинял в ереси и богохульстве протоиерея Павского за перевод святого Писания, не вполне согласный с переводом семидесяти толковников.
Существовавшие славянские издания Библии он считал неудовлетворительными из-за их "темноты и неверности", которые "закрывают" истину. Он перевел с еврейского на русский язык Книгу Иова (Вятка, 1860) и с греческого языка Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860), снабдив свои переводы краткими комментариями. Издал немало брошюр духовно-нравственного содержания, но большая их часть осталась в рукописях.
После кончины погребен в Житомирском Преображенском соборе.