Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ПАЛЛАДИЙ (в миру Павел Иванович РАЕВ-ПИСАРЕВ)

ПАЛЛАДИЙ (в миру Павел Иванович РАЕВ-ПИСАРЕВ) (20.06.1827 год, с.Ивановское Нижегородская губерния - 5.12.1898 год, Санкт-Петербург).
Известный деятель Русской православной церкви 2-й половины ХIХ века, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Содействовал открытию в Царевококшайске Богородице-Сергиева женского черемисского монастыря.
Родился в семье священника Нижегородской епархии. Первоначальное образование получил в Нижегородском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии. В 1852 году окончил Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия и определен учителем логики и психологии в Нижегородскую духовную семинарию, и преподавателем татарского языка. 15 августа 1856 года рукоположен во священника к Покровской церкви, Нижегородской епархии.
15 января 1861 года, овдовев, принял пострижение в монашество. Через год, 18 февраля 1862-го возведен в сан архимандрита.
28 августа 1863 года ПАЛЛАДИЙ назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии, 2 декабря 1864 года - ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии.
18 декабря 1866 года хиротонисан во епископа Ладожского. С 15 июля 1869 года он - епископ Вологодский, с 13 июня 1873 года - епископ Тамбовский, с 9 сентября 1876 года - епископ Рязанский.
12 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа.
С 1881 года ПАЛЛАДИЙ - почетный член Казанской духовной академии. С 21 августа 1882 года - архиепископ Казанский и Свияжский. При нем, с 15 января 1883 года в инородческих приходах разрешено совершать богослужение на инородческих языках. В ноябре 1884 года он был в Санкт-Петербурге на съезде преосвященных. В июле 1885 года ПАЛЛАДИЙ председательствовал на пастырском собрании Поволжских епископов в Казани, созванных по его инициативе для решения вопросов пастырской практики по отношению к раскольникам и инородцам. В 1886-1887 годах он посодействовал открытию в Царевококшайске  женского  монастыря.

Все началось с построенной на средства благотворителей богадельни при Входоиерусалимской церкви. В 1887 году было решено преобразовать богадельню в женский монастырь. Архиепископ ПАЛЛАДИЙ обратился с ходатайством в Синод. Указом Синода от 28 сентября 1888 года богадельня была преобразована в женский черемисский монастырь с передачей в его владения Входоиерусалимской церкви. Приход, числившийся за церковью, был оставлен за ней. В указе говорилось об устроении при обители школы для черемисских девушек. Указ Синода был приведен в исполнение уже преемником архиепископа ПАЛЛАДИЯ ПАВЛОМ.

При ПАЛЛАДИИ была приписана к архиерейскому дому Седмиозерская пустынь и управляющие Казанской епархией стали именоваться ее настоятелями.
С 29 сентября 1887 года ПАЛЛАДИЙ - архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. В 1888 году награжден бриллиантовым крестом на клобук.
18 октября 1892 года ПАЛЛАДИЙ возведен в сан митрополита с титулом митрополита Санкт-Петербургский и Ладожский и священно-архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующий член Святейшего Синода. 14 мая 1896 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.
Скончался 5 декабря 1898 года в возрасте 72-х лет. Первоначально был погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры. Но в 1932 году прах его был перенесен на Братское кладбище Лавры.
Во всех епархиях заботился об устроении и благолепии церквей, об образовании детей духовенства - сирот. В Вологде учредил эмиритальную кассу для духовенства (основная функция которой – выдача пособий служителям церкви и их семьям). Будучи в Тамбовской епархии, учредил в Козлове женский монастырь. Открыл Богородично-Казанское братство для обращения к вере многочисленных сектантов и раскольников. В Рязани учредил миссионерское духовно-просветительное братство «Святого Василия Рязанского» с училищем для магометан. Открыл приюты для сирот при монастырях. Положил начало Рязанской семинарии. В Грузии умиротворил настроения между местным духовенством и народом, будучи сам проникнут духом мира и любви. В тяжелый холерный год в Тифлисе как мог, утешал и успокаивал мятущуюся паству. В Санкт-Петербурге оставил о себе светлую память заботами о церковном благолепии.
Это был человек редкой доброты и благодушия, душа - открытая, общительная, личность в высшей степени благородная, гуманная. Всегда и для всех он бесценно был дорог по своей редкостной, изумительной в его положении простоте, сердечности и общедоступности. Всякий шел к нему смело с нуждой, с горем, с просьбой, за благословением и даже с повинной головой, и всякий знал, что услышит не угрозу, а ласку, встретит не казнь, а милость, получит только добрый совет, святительское мудрое наставление, отеческий урок. Милостивый и благосердный, он всюду приносил с собой, как справедливо сказало ему на прощание грузинское духовенство, «мир и тишину», водворял своим нравственным авторитетом вокруг себя благодушие и благоволение. Величие сана и высота служебного положения не охладили в нем теплоты душевной, не затушили в сердце его искру человечности и высокой гуманности. Начальническая суровость ему была чужда и не свойственна. Правосудие и справедливость, сопровождавшие все его дела и решения, всегда проникнуты были христианской любовью.