Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ЯХОНТОВ Александр Александрович

ЯХОНТОВ Александр Александрович (26.08.1872 год, с.Большая Юнга Больще-Юнгинская волость Козьмодемьянский уезд Казанская губ. / ныне Горномарийский район РМЭ – 9.12.1933 год, д.Атюлово Горномарийский район МАО).

Деятель Русской Православной Церкви, священник храма Вершино-Сумского Введенского женского монастыря (1905 -1921/1933 гг.), протоиерей. Жертва сталинских репрессий.Сын А.И. ЯХОНТОВа.

Александр родился в семье диакона Александра Ивановича ЯХОНТОВа и супруги его Аполлинарии Валерьевны. Крещен он был 30 августа в церкви Покрова Пресвятой Богородицы родного села, Таинство совершил священник Василий Воздвиженский.

В 1889 году Александр ЯХОНОВ окончил Чебоксарское Духовное училище, 12 октября того же года был назначен псаломщиком к церкви Рождества Христова села Старая Шентала Спасского уезда Казанской губернии, 12 сентября 1890-го облачен в стихарь. 16 июня 1896 года он был рукоположен во диакона, 6 февраля 1899-го переведен к Михаило-Архангельскому храму села Старое Ильмово Чистопольского уезда Казанской губернии. Помимо служения в храме диакон Александр нес в этот период послушание учителя Березовской, Старо-Шентальской, Андреевской (все на территории Спасского уезда) и Старо-Ильмовской (Чистопольский уезд) церковно-приходских школ.

Служение отца Александра на марийской земле началось в июле 1902 года, когда он был переведен к церковь Рождества Христова села Пайгусово. 8 июля 1905 года архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Самбикиным) диакон Александр был рукоположен во священника к храму Вершино-Сумского Введенского женского монастыря, где прослужил двадцать восемь лет.

К 1910 году батюшка окормлял более ста насельниц обители, приходские деревни, немало сил положил на устройство при монастыре школы. Характеризуя просветительскую деятельность отца Александра в отчете за 1919 год, настоятельница Введенского монастыря игумения Смарагда (Комарова) писала: «Отношение окружающего населения доброжелательное, и приток богомольцев прибавился втрое, благодаря неустанным трудам монастырского священника Александра Александровича Яхонтова, который ввел в праздничные дни беседы и проповеди, что и подняло духовное настроение населения». Служение батюшки на Введенском приходе неоднократно отмечалось священноначалием — 3 июля 1907 года он был награжден набедренником, 24 мая 1913-го за усердную службу и примерное поведение — скуфьей.

Условия жизни Вершино-Сумской обители в советское время, конечно же, изменились, а 31 августа 1921 года монастырь и вовсе был закрыт, церковь в дальнейшем была зарегистрирована как приходская. Отец Александр подвизался здесь до 8 июня 1933 года, окормляя по мере сил паству, по-прежнему состоящую из монашествующих и мирян, в 1922 году был награжден наперсным крестом, впоследствии возведен в сан протоиерея. В 1921 году батюшка арестовывался по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, находился в Козьмодемьянском арестном доме, но, в конце концов, был освобожден на поруки верующих, проживавших на территории Атюловского, Микряковского сельсоветов, Мало-Шешмарского сельского общества и, конечно же, выселка Вершино-Сумки. При этом последние писали в органы власти, что хорошо знают отца Александра и не могут допустить, «чтобы им было учинено какое-либо преступление».

В 1929 году в Вершино-Сумках была образована коммуна «Революция», в ведение которой перешла вся бывшая территория обители. Церковь, в которой служил отец Александр, находилась прямо во дворе коммуны, члены которой требовали упразднения храма. В качестве предлога для закрытия церкви был избран вопрос ремонта здания. Осмотр его проводился в 1932 году, никаких запретительных решений и даже замечаний не последовало, что дало верующим основание думать, что храм в исправности. 30 мая 1933 года комиссия обследовала храмовое здание вновь и составила акт, что оно требует ремонта, богослужения при этом прекратились. Община верующих дала согласие приступить к ремонтным работам после посева яровых и временно влилась в состав Пайгусовского прихода, туда же был переведен в августе и протоиерей Александр, о чем свидетельствует документ, адресованный батюшке благочинным протоиереем Алексием Шестаковым: «Вследствие временного закрытия храма Введенской религиозной общины и прекращения в нем богослужения, и согласно представленным протоколам приходских советов Введенской и Пайгусовской общин, Вы Преосвященным Авраамием, епископом Марийским, переводитесь к церкви села Пайгусово для совершения богослужения и исправления треб для верующих своей Введенской общины, а потому предлагается Вам зарегистрироваться к вышеозначенной церкви села Пайгусова в отделе ЗАГСа Горномарийского райисполкома, о чем дается Вам знать для сведения и исполнения».

25 июня 1933 года здание вершино-сумского храма обследовала новая комиссия, принявшая постановление о немедленном начале ремонта с 5 июля. Это условие община верующих выполнить не смогла, 28 августа президиум Горномарийского райисполкома принял решение о закрытии Введенской церкви. 21 октября оно было утверждено постоянной комиссией по вопросам культов при Облисполкоме МАО, 26 октября 1933 года — президиумом Областного исполкома МАО.

Таким образом, с лета 1933 года протоиерей Александр ЯХОНТОВ и его паства находились в составе Пайгусовской религиозной общины. Проживал батюшка к этому времени в деревне Атюлово, где и скончался 9 декабря 1933 года. Точное место его погребения в настоящее время не известно.