Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ОРЛОВ Николай Яковлевич

ОРЛОВ Николай Яковлевич (4.05.1863 год, с.Пектубаево Кадамская волость Яранский уезд Вятская губ / ныне Ново-Торъяльский район РМЭ – 12.08.1930 год, г.Казань Татарская АССР / ныне Республика Татастан).

Деятель Русской Православной Церкви, иерей, священник церкви Пророка Илии села Гари Челнинского кантона Татарской АССР (ныне Елабужский район Республика Татарстан). Жертва сталинских репрессий.

Родился в семье диакона. Русский по национальности. Прошел курс обучения в Вятской духовной семинарии и в июне 1885 года получил свидетельство за V класс. С декабря 1885 года начинает служение в качестве диакона в Космо-Дамиановской церкви села Космо-Дамианово Кадамской волости Яранского уезда( ныне Советский район РМЭ). В сан диакона был рукоположен 30 января 1886 года.

В августе 1895 года определен на священническое место в Михайло-Архангельской церкви села Елово Елабужского уезда, а затем рукоположен в сан священника.

С 1886 года Николай Яковлевич активно занимался учительской деятельностью: в школе грамоты в деревне Верхняя Юсюйка (Вершинята) Конганурской волости Уржумского уезда, в Космо-Дамиановской церковно-приходской школе Кадамской волости Яранского уезда, в Еловской земской школе, в Еловской школе грамоты. С декабря 1904 года по ноябрь 1906 года был законоучителем в Токмашевском земском училище. В 1908 г. отец Николай становится депутатом Елабужского окружного училищного съезда.

Николай ОРЛОВ вел активную миссионерскую деятельность. Так, с 1 октября 1895 года по 8 ноября 1905 года исполнял должности заведующего и законоучителя в двух крещено-татарских миссионерских школах Еловского прихода - Верхне-Шурнякской и Айталанской. Владел татарским языком и знал марийские (как тогда говорили, «черемисские») слова. Миссионерская деятельность о. Николая была поддержана братством Св. Николая Чудотворца и Сарапульским Вознесенским братством, членом которых он состоял не один год.

Служение о. Николая было отмечено церковным начальством. В 1906 году он награждается набедренником, а 11 апреля 1910 года за отличную усердную службу по духовному ведомству - скуфьей.

Николай Яковлевич имел большое семейство. Женат он был на Ларисе Титовой - дочери священника. Орловы имели четырех сыновей и двух дочерей.

1. Старшая дочь Лидия в 1907 году закончила курсы в Елабужском Епархиальном женском училище, служила учительницей в земском училище. В 1913 году вышла замуж за псаломщика села Удалова.

2. Старший сын Константин закончил Вятскую духовную семинарию, служил псаломщиком в храме с. Козлово Сарапульского уезда, а затем диаконом. С 1921 года, уже при советской власти, начал служить священником , за что и поплатился жизнью.

3. Второй сын – Аркадий - состоял на частной службе.

4. Третий сын - Николай - обучался в Вятской Духовной семинарии.

5. Младший сын – Алексей - учился в Елабужском духовном училище. Кроме того, закончил еще и бухгалтерские курсы. Незадолго до ареста отца заменил его на посту священника села Гари Елабужского района Татарской автономной республики.

6. Младшая дочь Нина обучалась в Елабужском Епархиальном женском училище, была женой протоиерея Василия Вечтомова, в годы советской власти пережила все ужасы положения жены «врага народа». Таким образом, из шести детей, пятеро, в той или иной степени, связали свою жизнь с церковным служением.

Революция застала Николая Яковлевича ОРЛОВа в с. Гари Елабужского уезда Вятской губернии, где он служил с 1904 года священником в местном храме. В архивных документах указано, что о. Николай привлекался к суду в 1918 году «за контрреволюцию». Находился в заключении 35 дней и был освобожден «по поручительству». В 1926 году был снова осужден, но оправдан Верховным Судом СССР. В тот период, видимо, можно было еще избежать смерти за свои убеждения.

Трагедия разразилась в 1930 году, когда началась так называемая «коллективизация крестьянских хозяйств». В архивном фонде исполкома Челнинского кантона Татарской автономной республики (в составе которого в это время входил Елабужский район) в списке кулацких хозяйств, в «Личной карточке кулаков» за 1930 год значится священник ОРЛОВ Николай Яковлевич. В ходе «раскулачивания» был конфискованы дом с надворными постройками на сумму 400 руб.

В списке членов семьи Николая Яковлевича значились: жена Лариса, 69-ти лет, сын Алексей, 30-ти лет; сноха Елена, 30-ти лет, у которых на иждивении находились три дочери: Нина (13 лет), Татьяна (10 лет), третья дочь (имя и возраст в документе не указаны) и сын Анатолий (8 лет).

24 января 1930 года против о. Николая возбуждается уголовное дело, как «не желающего мириться с существующим строем» и «агитирующего против советской власти и ее мероприятий». Он был арестован местным отделом ГПУ (Государственное политическое управление при СНК СССР) , обвинялся по ст.58-10. («избивал красноармейцев») и заключен в Елабужский «исправдом» по адресу: г. Елабуга, Московская улица, 142.

Ровно через месяц, 24 февраля 1930 года, был арестован и его младший сын Алексей, который служил священником церкви с. Гари. Из обвинительного заключения против Орловых узнаем, что «на протяжении существования советской власти вышеуказанные попы – отец с сыном проводили агитацию и пропаганду с целью послабления мощи советской власти, проводя таковую под видом богослужения и чтения проповедей в церкви. Священник Орлов Николай, разлагающе действовал на молодежь, запугивая ее всевозможными нелепыми небылицами».

5 апреля 1930 года Судебное заседание тройки ГПУ ТАССР постановило расстрелять Николая Яковлевича ОРЛОВа (с конфискацией имущества) по печально знаменитой 58-й статье (ч.10) действовавшего тогда Уголовного Кодекса. Таким образом, о. Николай был приговорен к смерти фактически во внесудебном порядке – решением т.н. «тройки». Расстреляли его 12 августа 1930 года в Казани. Конкретное место захоронения неизвестно. Скорее всего, тело Николая Яковлевича было погребено в общей могиле.

Реабилитирован 1 июня 1989 года (Источник: Книга памяти Республики Татарстан).