Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ОТОЧЕВ Иоанн Михайлович

ОТОЧЕВ Иоанн Михайлович (27.05.1879 год, с.Пертнуры Больше-Юнгинская волость Козьмодемьянский уезд Казанская губ. / ныне Горномарийский район РМЭ - ? год).

Деятель Русской Православной Церкви, диакон (с 1904 года) и священник (с 1926 года) Свято-Никольской церкви села Виловатово Виловатовражской волости Козьмодемьянского уезда (на 1908 год). Жертва сталинских репрессий.

Иоанн родился в семье священника служившего в селе Пертнуры Больше-Юнгинской волости Михаила Петровича Оточева и супруги его Екатерины Александровны. После окончания 15 июня 1897 года Чебоксарского Духовного училища, с 1898-го по сентябрь 1899 года Иоанн проходил послушание учителя Копаньской церковно-приходской школы Козьмодемьянского уезда, в 1899-1904 годах — Михаило-Архангельской монастырской церковно-приходской школы, в которой в 1902-1904 годах был также и законоучителем.

4 сентября 1904 года Иоанн ОТОЧЕВ был рукоположен во диакона и получил назначение в Свято-Никольскую церковь села Виловатово Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, где прослужил более 30 лет. В 1904–1910 годах он был законоучителем Паратмарской церковно-приходской школы, в 1908–1910 гг. преподавал Закон Божий в Кудиковском земском училище, с декабря 1908-го — в Паратмарском земском училище, с 1911-го — в Янгосовском земском училище, с сентября 1912-го — в Сарлайкинском земском училище. Отец Иоанн весьма ревностно относился к возложенным на него послушаниям: по итогам ревизии Янгосовского земского училища, проводившейся в феврале 1914 года, отмечалось, что воспитанники знают Закон Божий хорошо, а законоучитель «преданно относится к религиозно-нравственному просвещению учащихся». Проезд в Паратмары ОТОЧЕВ оплачивал из своих личных сбережений, что было, по-видимому, обременительно, так как он неоднократно подавал прошения в уездные органы образования о выделении средств для поездок по учебным делам. Просьбы эти так и не были удовлетворены, но на исполнении послушания это не сказывалось: отмечалось, что отец Иоанн «регулярно посещает школу, преподает ревностно, успехи очень хорошие». Среди наиболее усердных законоучителей диакон Иоанн ОТОЧЕВ отмечался и в августе 1916 года, в клировой ведомости Виловатовской церкви о нем записано: «Поведения отлично хорошего».

После прихода к власти большевиков и начала гонений за веру ОТОЧЕВ не оставил своих исповеднических трудов, в начале 1920-х годов был членом совета Свято-Никольской церкви села Виловатово. Хиротония диакона Иоанна ОТОЧЕВа во священника состоялась в 1926 году. В условиях гонений за веру батюшка призывал прихожан к терпению, неуклонному посещению храма Божиего. Число прихожан Свято-Никольской церкви села Виловатово увеличивалось, сюда ходили верующие из Чувашии, с других приходов Горномарийского кантона. На богослужениях пело два хора, в которых по разным оценкам участвовало от 50 до 80 человек, совершались крестные ходы, молебны на полях. Труды отца Иоанна были отмечены и священноначалием — в 1932 году он был награжден наперсным крестом.

На долю батюшки выпадало немало трудностей. В 1926 году он был лишен избирательных прав, в 1930-м ложно обвинялся в «умышленном уничтожении скота» и был оправдан Марийским областным судом. 28 декабря 1932 года последовал новый арест. На этот раз ложное обвинение предъявлялось по статье 58-10 УК РСФСР (агитация против мероприятий властей в деревне, распространение слухов о скорой гибели советской власти). На допросах, состоявшихся 31 декабря 1932-го и 12 февраля 1933 года, отец Иоанн своей вины не признал. 15 марта 1933 года он был приговорен тройкой при Полномочном Представительстве ОГПУ Горьковского края к 5 годам лишения свободы и отбывал наказание в Сарлаге в Горьковской области.

Освобожден был из заключения 16 сентября 1935 года. Вернувшись в Виловатово, ОТОЧЕВ продолжил служение в местной Свято-Никольской церкви. Батюшка совершал богослужения, требы, крестные ходы, которые наряду с церковными проповедями входили в число немногочисленных допустимых форм христианского просвещения населения. По воспоминаниям родственников, отец Иоанн был человеком сострадательным, «много помогал ближним в голодные годы, так как сам крестьянствовал, держал пчел. Часто возил продукты сестрам, чьи мужья лишились приходов по вине властей и влачили нищенское существование» (имеются в виду семьи священнослужителей Горномарийского кантона МАО Леонида ТАВЕЛЬСКОГО и Алексадра ЯХОНТОВа). Вероятно, отец Иоанн предвидел свою судьбу. По имеющимся сведениям знакомые милиционеры предупреждали батюшку о дате предстоящего ареста, но он отказался скрываться, сказав, что службу и свою паству не оставит.

21 декабря 1937 года священник Иоанн ОТОЧЕВ был арестован Еласовским районным отделом НКВД и помещен в Козьмодемьянскую тюрьму. Батюшку ложно обвиняли в агитации против мероприятий партии и советской власти в деревне, восхвалении «врагов народа» и дискредитации руководства страны, искажении смысла конституции 1936 года и существовавшей системы выборов (статья 58-10 УК РСФСР). На единственном допросе, состоявшемся в день ареста, Иоанн ОТОЧЕВ своей вины не признал. 29 декабря 1937 года тройкой НКВД по Марийской АССР он был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 года, в день празднования Рождества Христова, в 20 часов вечера.

 

При подготовке статьи использованы материалы сайта: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=ioann-otochev-svyaschennik