Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ИЗИНКИН Илья Николаевич

ИЗИНКИН Илья Николаевич (5.07.1881 год, д.Важнангер Виловатовражская волость Козьмодемьянский уезд Казанская губ. / ныне Горномарийский район РМЭ – 20.04.1943 год).

Деятель Русской Православной Церкви, диакон и священник  Свято-Никольской церкви села Кожла-Сола (с 17.12.1913 года) Больше-Шигаковской волости Царевококшайского уезда (ныне Звениговский район РМЭ). Жертва сталинских репрессий.

Илья родился в крестьянской семье. После окончания Мало-Сундырского земского училища он выдержал экзамен на звание учителя, преподавал церковное пение в школах Казанской губернии, а 3 октября 1901 года был определен к Свято-Никольской церкви села Актаюж Тойдаковской волости (ныне Килемарский район РМЭ) Козьмодемьянского уезда, где подвизался до 1 ноября 1902 года. В том же году он был призван в армию, а 14 февраля 1903-го вновь вернулся к церковному служению и получил назначение на должность псаломщика в Троицкую церковь села Красный Яр Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Волжский район РМЭ). С 28 июня 1909 года нес такое же послушание в храме Казанской иконы Божией Матери села Юксары (ныне Килемарский район РМЭ). В клировой ведомости данной церкви того времени записано, что поведения он был «весьма хорошего».

12 сентября 1909 года Илья ИЗИНКИН успешно выдержал экзамен на сан диакона, 6 декабря 1912-го состоялась его диаконская хиротония. При этом отец Илья был оставлен на псаломщической вакансии при храме села Юксары, а, кроме того, преподавал церковное пение в юксарском земском училище.17 декабря 1913 года диакон Илья был переведен к Свято-Никольской церкви села Кожла-Сола Царевококшайского уезда Казанской губернии, где прослужил 18 лет. Верными помощниками главе семьи в его трудах были супруга и дети: матушка пекла просфоры, а ребятишки, по-видимому унаследовавшие от отца музыкальные способности, пели в церковном хоре.

В конце 1926 года ИЗИНКИН был лишен своих избирательных прав на основании статьи 69 Конституции РСФСР и статьи 15 пункт «Г» Инструкции о выборах в городские и сельские Советы.

В 1930 году диакон Илья ИЗИНКИН был рукоположен во священника с назначением на прежний приход, а в 1931 году был переведен в Троицкий храм села Красный Яр. В условиях гонений на Церковь батюшка показал себя исповедником Православия, призывал прихожан не оставлять храм Божий. И когда в сентябре 1931 года комсомольским активом, учителями и сельсоветом был поднят вопрос о закрытии церкви и передаче здания под школу, а на собраниях в приходских деревнях стали собирать соответствующие подписи, батюшка провел заседание церковного совета, на котором говорил о необходимости отстоять храм. И прихожане откликнулись на этот призыв: в течение нескольких дней у церкви организовывалось дежурство, собиралось до 200 человек. Верующие успокоились лишь после того, как сотрудник ОГПУ официально объявил, что храм закрывать не будут. Труды батюшки на ниве Христовой были отмечены священноначалием, в 1932 году он был награжден набедренником.

Как и другие священнослужители того времени, священник Илья ИЗИНКИН был лишен избирательных прав. В 1931 году церковную сторожку, в которой батюшка проживал в Красном Яре, власти отобрали под школу. 4 февраля 1932 года отец Илья был арестован и к моменту окончания следствия обвинялся по статьям 58-10,11 УК РСФСР (антисоветская агитация, участие в контрреволюционной организации), хотя никаких других обвинений кроме попытки воспрепятствовать закрытию храма в ходе следствия не выявилось. Батюшка был допрошен 6 февраля 1932 года и своей вины в контрреволюционной деятельности не признал. 14 мая 1932 года на заседании особой тройки при Полномочном Представительстве ОГПУ Нижегородского края он был приговорен к 5 годам заключения. Священник Илья ИЗИНКИН отбывал наказание в Колымлаге Магаданской области, откуда был освобожден 4 сентября 1935 года. 1 июня 1936 года батюшка прибыл в село Эмеково Сотнурского района Марийской АССР (ныне Волжский район РМЭ), в Покровской церкви которого служил до следующего ареста в 1938 году. Данный приход входил в состав Краснококшайского православного управления староцерковников, возглавляемого епископом Марийским Варлаамом (Козулей), который и благословил отца Илию на служение в эмековскую церковь.

В селе Эмеково священник Илья ИЗИНКИН, который к тому времени овдовел, проживал в церковной сторожке. Особое внимание в этот период он уделял окормлению детей школьного возраста, побуждая их посещать храм Божий, духовно противиться распространившемуся вокруг безбожию. 20 февраля 1938 года под предлогом массового заболевания скарлатиной в Сотнурском районе эмековская церковь «ввиду еженедельных собраний верующих» была объявлена «источником заболевания», в результате чего богослужения не совершались с 20 февраля по 5 апреля 1938 года. В этот период батюшка не раз обращался в органы власти с просьбой открыть храм.

Исповеднические труды священника вызвали неудовольствие. Иерей ИЗИНКИН был арестован 6 апреля 1938 года, его ложно обвиняли в организации церковной контрреволюционной группы, агитации против колхозов, налоговой системы, «культурно-просветительной» работы в деревне, распространении слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти. На допросе 12 июля и очных ставках 13 и 14 июля 1938 года отец Илья своей вины не признал. 2 сентября 1938 года на заседании Специальной судебной коллегии Верховного суда МАССР он был приговорен к 10 годам лишения свободы. По имеющимся сведениям батюшка скончался в заключении 20 апреля 1943 года, место отбытия наказания в настоящее время неизвестно.

При подготовке статьи использованы материалы сайта: http://ortho-hist-12.ru/index.php?page=svyaschennik-iliya-izinki