Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

АНДРЕЙ (князь Ухтомский Александр Андреевич)

АНДРЕЙ (князь Ухтомский Александр Андреевич) (26.12.1872 год, с.Вослома Рыбинский уезд Ярославская губ. / ныне Ярославская область — 4.09.1937 года, гЯрославль).

Религиозный деятель, архиепископ, Владыка, Епископ Мамадышский (1907-1911 гг.).

Стал первым Мамадышским епископом, рукоположен 4 октября 1907 года. Епископ Мамадышский ведал инородческими приходами и миссионерской деятельностью. Был активным сторонником системы ИЛЬМИНСКОГО. С 25 июня 1911 года епископ Сухумский, викарий Караталинской и Кахетинской епархии, с 22 декабря 1913 года епископ Уфимский и Мензелинский. Жертва сталинских репрессий. Канонизирован Русской православной церковью заграницей (1981 год).

«ПОСЕЩЕНІЕ Преосвященным Андреемъ, Епископомъ Мамадышским

села Хыръ-Касовъ, Козмодемьянскаго уѣзда.

Проездом изъ чувашскаго монастыря «Карашлах» в гор. Чебоксары Преосвященный Мамадышскій Андрей 11 сего октября посетилъ село Хыръ-Касы, Козмодемьянскагоуезда.

После встречи причтом местной церкви со св. Крестомъ и св. водой и прихожанами хлебомъ-солыо, Преосвященный проследовалъ во храмъ, где, после обычнаго молитвословія и многолетія, пропетых хорами Варъ-Посинской церковно-приходской школы и Хыръ-Касинскаго земскаго училища, сказал собравшемуся во множестве народу назиданіе о необходимости внутренняго совершенствованія и духовнаго деланія, указав при этом на уклонение от хрнстіанской жизни, — пристрастіе чуваш к русскому греху, — пьянству.

Последнее указаніе было весьма кстати, так какъ воскресный день для Сюндырской волости (и прихода села Хыръ-Касовъ) служит днемъ базарнаго разгула. С ранняго утра со всех месть волости не только Сюндырской, но и соседней Янгильдинской, каждый воскресный день "тянутся цвлыя вереницы пеших и конных поселян – чуваш на базаръ в село Пихтулино. И здесь, после торга, идет обычное базарное времяпровожденіе
Причт села Хыръ-Касовъ, понимая, какой вред приносить .для прихожанъ воскресный базаръ, отвлекающій их от службъ церковныхъ и церковнагоназиданія и пріучающій только к разгулу и безшабашности, вот уже девять летъ борется с существованіемъ воскреснаго базара, возбуждая всевозможныя ходатайства о переносе базара с воскреснаго дня на будній, но успеха еще не может добиться.

Не единственный ли это в Казанской губерніи воскресный базаръ? К встрече Владыки многіе вернулись с базара подвыпившими, и его слово было именно весьма своевременнымъ. Очень трогательно было видеть отношенія Преосвященнаго к детямъ- школьникам (собрались учащіеся 3-хъ училищъ). Ласково ободрял онъ смущавшихся, целовал и обнималъ отвечавшихъ. Несомненно, не забыть им никогда, такой ласки и такого утешенія.

Раздав присутствовавшимъ крестики и посетив квартиру местнаго священника, Преосвященный Владыка направился в гор. Чебоксары.

Священник Транквиллин Земляницкій»

Известия по Казанской Епархии № 41 за 1909 г стр. 1175- 1176

8-го ноября 1909 года Преосвященнейший Андрей освятил главный престол вновь расширенного Царевококшайского Воскресенскаго собора. А 10-го ноября 1909 года освятил правый придельный храм вновь расширенного Царевококшайскаго Воскресенскаго собора в честь- мученика Феодора.