Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

УВИЦКИЙ Сергей Александрович

УВИЦКИЙ Сергей Александрович (7.09.1881  год, с.Хлебниково Хлебниковская волость Уржумский уезд Вятская губ./ныне Мари-Турекский район РМЭ — 12.03.1932  год, Белбалтлаг  ).

Деятель Русской Православной Церкви, священномученик, протоиерей, кандидат богословия, священник Выйско-Николаевской церкви поселка Нижнее-Тагильский завод Верхотурского уезда Вятской губернии. Жертва сталинских репрессий.

Будущий отец Сергий родился в семье учителя, ставшего позднее священноcлужителем Александра Сергеевича  и Ольги Александровны УВИЦКИХ. Образование будущий священномученик получил в Казанской Духовной Академии, по окончании которой  в 1905 году преподавал в Могилевской Духовной Семинарии. 1 августа 1908 года Сергей УВИЦКИЙ был рукоположен во иерея. Затем отец Сергий получил назначение в город Екатеринбург и послушание на преподавательскую работу в местном женском епархиальном училище (с 23 июня 1910 года).

Революция застала семью будущего священномученика Сергия УВИЦКОГО  в городе Камышлове Пермской губернии, где он был ректором (смотрителем?) Духовного училища (с 1913 года) и настоятелем Покровского собора (1918 год). Гражданская война в Камышловском уезде по сравнению с другими районами Урала отличалась особой жестокостью. Рабочие Камышлова входили в состав знаменитого полка Красных Орлов, прославившегося своими зверствами. В этом полку было много иностранных наемников, особенно из Китая. В июле 1919 года, при наступлении красных на город, Камышловскому женскому епархиальному училищу и его преподавателям было предписано эвакуироваться с Белой Армией в Иркутск. Отец Сергий согласился. С большим трудом беженцы добрались до Омска, а оттуда в переполненном товарном вагоне доехали до Иркутска. Здесь он был прикомандирован к женскому епархиальному училищу в качестве преподавателя.

Но через некоторое время и туда подошли части Красной Армии, и после двухнедельных боев взяли город. Епархиальное духовное училище было закрыто. Чтобы как-то содержать семью, отец Сергий вынужден был поступить работать счетоводом на аптечный склад в фармацевтическом подотделе здравохранения.

В июне 1920 года УВИЦКИЙ вернулся в Камышлов и вновь стал настоятелем Покровского собора. А10 июля 1920 года его арестовали. Но прихожане Покровского собора не побоялись вступиться за любимого пастыря. На общем собрании прихода было составлено обращение к властям, в котором просили освободить отца Сергия. Однако батюшку приговорили к бессрочному заключению в концлагере с применением принудительных работ. В конце июля 1920 года он был этапирован в Екатеринбургский концлагерь. В лагере отец Сергий заболел тифом выжил лишь по счастливой случайности. Вскоре, по случаю третьей годовщины Октябрьской революции заключенным была объявлена амнистия: 12 декабря 1920 года приговор пересмотрели и постановили заменить бессрочную меру наказания на срочную - на 1 год. УВИЦКИЙ был освобожден в июне 1921 года.

После освобождения он служил в Успенском соборе Верх-Исетского завода Екатеринбурга. В качестве псаломщика помогал ему сын Михаил, который позже вспоминал, что все домочадцы тогда «до ужаса голодали».

По просьбе верующих села Меркушино Верхотурского уезда в конце 1921 года батюшку перевели служить в местный Михаило-Архангельский храм. В это время здесь было изобилие продовольствия: хлеба, кедровых орехов, ягод, рыбы. Все дети отца Сергия вспоминали потом те три года, когда жили в Меркушино, как счастливое и сытое время, когда они не только сами не бедствовали, но еще и другим помогали. Каждый день в Меркушино из разных мест приходили толпы голодающих, и добросердечные местные жители их подкармливали. С такой толпой голодающих пришла и мать священника отца Сергия - Ольга Ивановна. К сожалению, Ольга Ивановна заболела брюшным тифом и через две недели умерла.

В 1924 году ради обучения своих детей семья УВИЦКИХ переехала в Нижний Тагил, но власти не допустили детей священника в советскую школу. Батюшке пришлось искать частных педагогов. Служил он вначале в Введенской церкви, но вскоре этот храм захватили обновленцы и отец  Сергий перешел служить в «тихоновский» Выйско-Никольский собор и был возведен в сан протоиерея (1925 год). В этом богатейшем храме, построенном купцами Демидовыми, была их родовая усыпальница. Когда в 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей, из Выйско-Никольского собора было вынесено 99,5 килограммов серебра. Вскоре и этот собор перешел к обновленцам. Но, как благочинному, активно борющемуся с раскольниками, УВИЦКОМУ удалось отстоять многие храмы в своем церковном округе.

Когда осенью 1929 года власти Нижнего Тагила решили «изъять Выйско-Никольскую церковь связи с требованиями рабочих», отец Сергий с сделал все возможное, чтобы не допустить закрытия церкви. Он призвал верующих к усиленной молитве, призывал к обращению за помощью к Богу (но через несколько лет его все равно взорвали  и  долгие годы на этом месте был рынок). Но одновременно он благословил писать обращения и к властям. 10 февраля 1930 года батюшку арестовали по обвинению в «антисоветской пропаганде, срыве социалистического переустройства городского поселка».

На него в ОГПУ давно уже поступали доносы, в которых писалось: «Священник Увицкий отличается от других своими проповедями, которые он произносит за каждым богослужением в продолжение целого часа. В проповедях он говорит из Евангелия, которое сравнивает с современной жизнью. Поэтому проповеди носят антисоветский характер...». На священника завели новое дело, во время следствия он давал следующие пояснения: «В проповедях я говорил об утрате добрых христианских нравов, выражающейся в расстройстве семейных отношений, в непочтительности детей к родителям, в легкости взглядов на вопросы целомудрия и брака, в неуважении к достоинству человеческой личности, столь часто наблюдаемом ныне. Говорил также, что вследствие этого жизнь людей становится все тяжелее, поражается разными бедствиями: болезнями, материальными недостатками, расстройством семейного благополучия, войнами и междоусобицами. Я призывал верующих к взаимной любви, примирению и всепрощению, к памятованию об ответственности всех перед Богом на Страшном Суде Его...». На допросах УВИЦКИЙ также пытался доказать следователям несостоятельность предъявленных обвинений и виновным себя не признал. Однако 16 мая 1930 года на заседании тройки ОГПУ по Уралу отец  Сергий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях.

При его крайне слабом здоровье этот приговор был равносилен смертному. УВИЦКОГО отправили отбывать срок заключения в Вишерский концлагерь, станция Усолье, отделение Булаг, находившееся в месте слияния рек Белая и Вишера. Потом отец Сергий был переведен во вновь организованный отдел Вишерского ИТЛ близ деревни Воронье.

Лагерное начальство, узнав, что заключенный владеет латынью, назначило батюшку помощником врача лагерной зоны, посчитав это «наказание» для него вполне достаточным. Как он ни уверял, что знание латыни не дает права лечить — убедить кого-либо было невозможно. Именно благодаря тому, что он был «врачом», УВИЦКОМУ разрешили свидание с женой на несколько дней.

Очень тяжело без главы семьи пришлось матушке Павле с малыми детьми. Старших дочерей, как детей «врага народа», уволили с работы.  А Павла Ивановна ездила  к мужу в лагерь  с младшим сыном Колей. Свидание в Вишере состоялось в июне 1931-го года.

Их совместная жизнь  с мужем (в девичестве Павла носила фамилию Огородникова) когда-то начиналась  очень поэтично. Сергей УВИЦКИЙ— студент  Казанского университета и выпускник Казанской Духовной Академии (со значком Академии, каким обозначался «диплом с отличием») — женился на Павлиньке Огородниковой при романтических обстоятельствах.

Где они познакомились, неизвестно, «но в то время за Павлой Ивановной усиленно ухаживал сын Вятского «городского головы» (они жили тогда в Вятке). Его мать ясно дала понять родителям Павлиньки, что если предложение о сватовстве не будет принято, то ворота их дома будут вымазаны дегтем. Старшему поколению хорошо известны последствия такого «позора»...

Положение было тревожным. На семейный совет призвали  Сергея УВИЦКОГО — об их любви и планах на будущее все домашние Павлиньки хорошо знали. Приехали и друзья Сергея по Академии, и вот что было придумано. Родители бабушки договорились «дипломатично тянуть с ответом» нежеланному жениху, а в это время друзья Сергея должны были втайне организовать его венчание с Павлинькой в одном из сельских храмов недалеко от Вятки, верстах в 20-25 по Каме.

В ослепительный летний день семейство Огородниковых отправилось на прогулку на лошадях... На самом же деле в небольшом деревенском храме, где все было уже заранее приготовлено, в этот день состоялось венчание молодой четы УВИЦКИХ. Всех родных оповестили заранее.

Жених и невеста сияли красотой и счастьем. Все было таинственно и романтично. Венчание всегда волнует и радует душу каждого человека, а тут еще такие особые обстоятельства... Молодежь — в приподнятом «заговорщицком» настроении, пожилые — посмеиваются удачной затее.

Трогательно и проникновенно совершилось таинство венчания в дальнем деревенском храме. А после прямо на лугу одного из берегов Камы были набросаны ковры, расставлены столы, и состоялся свадебный пир под открытым небом …

Было все: и благословение родителей, и свадебные тосты родных и друзей, и сияющие глаза молодых, которые можно было сравнить лишь с блеском камской воды под лучами солнца. Дивные ромашки, как свадебные букеты, украшали этот необыкновенный праздник. Казалось, что любовь, радость и счастье никогда не покинут молодую семью, но только любовь и осталась с ними до конца жизни».

Осенью 1931 года Сергей УВИЦКИЙ был переведен в Белбалтлаг - на строительство Беломоро-Балтийского канала. Тогда же племянник Павлы Ивановны - Петр Игумнов сумел выхлопотать еще одно свидание. Жуткие рассказы поведал он во время встречи. В лагере Беломорканала заключенных подвергали тяжелым пыткам: набивали комнату людьми, вплотную стоящими друг к другу, так что сесть было совершенно невозможно, затем включали ослепительный свет и вынуждали людей часами стоять в таком положении. Охрана в это время следила за теми, кто, изнемогая, начинал падать или висел, удерживаемый своими товарищами. Несчастного подвергали тяжкому избиению...

И всеже в октябре Павла Ивановна приехала в этот лагерь. Матушке Павле разрешили два часа свидания. Она шла на него по улице вдоль колючей проволоки,  как вдруг остановилась, услышав от идущего навстречу старика: «Павлинька...». Матушка с трудом узнала во встреченном дряхлом человеке своего мужа: он весь опух, поседел, еле двигался, хотя ему было тогда чуть больше пятидесяти лет. Матушка заплакала и бросилась к мужу, чтобы обняться, но конвоир грубо оттолкнул ее. «Свидание закончено», – сказал он. Это была их последняя встреча. 12 марта 1932 года Сергея Александровича УВИЦКОГО не стало. Обстоятельства его смерти до сих пор неизвестны..

В 2006 году отец Сергий был прославлен в лике святых, как священномученик в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Павла Ивановна УВИЦКАЯ  дожила до 92-х с половиной лет (умерла 2 декабря 1977-го года), много лет проработав регентом правого хора в единственной тогда в Нижнем Тагиле Казанской церкви на Вые.

Дочь Нина стала женой отца Григория (Григория Александровича Пономарева). В 1936 году он женился на певчей церковного хора Нине Сергеевне Увицкой — дочери протоиерея Сергея Увицкого. 1937-й год принес семье Пономаревых и радость, и горе: рождение дочери Ольги и рукоположение Григория в сан диакона, затем аресты родственников и арест о. Григория.