Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ТРОЯНОВСКИЙ Александр Александро­вич

ТРОЯНОВСКИЙ Александр Александро­вич (? год, с. Апазово Казанский уезд Казанская губ. -1824 год, г.Казань).

Деятель православной церкви, священник церкви во имя Святой Троицы села Сотнур Царевококшайского уезда, преподаватель татарского языка Казанской Ду­ховной Академии (1800-1823 гг.).

Александр ТРОЯНОВСКИЙ был приглашен в Казань из Сотнура для преподавания в стенах Духовной Академии татарского языка не случайно. Закрытие «новокрещеных» школ привело к прерыванию традиции подготовки пра­вославных священнослужителей, знающих язык своих прихожан, способных вести проповедниче­скую деятельность среди коренных народов Среднего Поволжья. А не обладая квалифицированными миссионерски­ми кадрами, знающими местные языки, церковь не имела механизмов религиозного воздействия на «иноверцев». Чтобы исправить это положение, казанским архиепископом СЕРАПИОНОМ (Стефан Сергеевич Александровский) было предложено организо­вать в стенах созданной в 1797 году Казанской Ду­ховной Академии класс татарского языка. Это предложение было высочайше утверж­дено 31 мая 1800 года. В качестве преподавателя был выбран священник Троицкой церкви села Сотнур.

Родом из крещено-татарской семьи, А. ТРОЯНОВСКИЙ, еще в детстве живя в среде татар, хорошо изучил их язык, такчто владел им «так же чисто и сво­бодно, как родным». Впоследствии учась в Казанской Духовной Академии, А. ТРОЯНОВСКИЙ продолжил совершенство­вать свои познания в языке, обучаясь у живших в городе татар-мусульман. Выбор казанского архи­епископа оказался как нельзя удачным. С самого начала своей преподавательской деятельности в академии А. ТРОЯНОВСКИЙ проявил себя как хоро­ший знаток татарского языка и религиозных обы­чаев мусульман.

По мысли авторов проекта, занятия по татар­скому языку должны были посещать студенты всех классов академии по своему желанию. Поэ­тому они назначались на послеобеденное время и имели необязательный характер. Этим обстоя­тельством можно объяснить значительное колеба­ние числа слушателей этого класса в разные годы. Разработанным А. ТРОЯНОВСКИМ курсом предпо­лагалось изучение системы письма, грамматиче­ской основы татарского языка, разбора предложе­ний, перевода на татарский, христианских молитв. Не имея никакой учебно-методической базы, уче­ники изучали эти предметы по рукописным рабо­там и тетрадям своего учителя, а с 1814 года - по на­печатанной им «Краткой татарской грамматике». В 1820 году для помощи студентам А. ТРОЯНОВСКИМ был подготовлен к изданию двухтомный «Сло­варь татарского языка и некоторых употребитель­ных в нем речений арабских и персидских», на­печатанный в Казани в 1822 г. общим тиражом в 1200 экземпляров.

18 августа 1818 года Казанская духовная академия решени­ем Комиссии духовных училищ Святого синода была преоб­разована в семинарию и подчинена правлению Московской духовной академии. Впрочем, изменение статуса практиче­ски не отразилось на преподавании татарского языка. Реше­нием Комиссии от 19 апреля 1819 года в казанской семинарии наряду с Казанским уездным училищем вводились классы татарского языка, преподавание в которых, как и раньше, было возложено на А. ТРОЯНОВСКОГО.

Яв­ный кризис в изучении татарского языка в Казан­ской духовной семинарии отмечается после смер­ти А. ТРОЯНОВСКОГО. В силу ряда причин ему не удалось создать свою миссионерскую шко­лу изучения тюркских наречий, а его преемники на кафедре татарского языка не обладали ни на­учным, ни педагогическим талантом своего учи­теля.