Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

БЕСТУЖЕВ-РЮМИН Петр Михайлович

БЕСТУЖЕВ-РЮМИН Петр Михайлович (28.07.1664 год – 1743 год).

Выдающийся государственный деятель петровской поры, гофмейстер царевны Анны Иоанновны, первый граф этой фамилии, искусный дипломат, тайный советник, нижегородский губернатор (февраль – март 1730 года).

Будущий граф П.М.БЕСТУЖЕВ - РЮМИН происходил из старинного дворянского рода. В семилетнем возрасте мальчика обучили чтению и письму. В 19 лет Петр Бестужев был «за государем» против стрельцов в Троице-Сергиевом монастыре, в 20 лет имел чин походного стольника, служил есаулом в двух Крымских и Турецком походах.

В 1700 году навоевавшийся молодой дворянин был определен судьей в Приказ Большого дворца, а год спустя (1701) служил полковым и осадным воеводой в Симбирском разряде, тогда же он получил от царя право именоваться БЕСТУЖЕВЫМ-РЮМИНЫМ.

Относился к числу видных сотрудников Петра I, который лично знал БЕСТУЖЕВА за человека деятельного и ловкого, и это открыло ему путь к возвышению. В мае 1705 года БЕСТУЖЕВ был отправлен в Вену на смену русского министра при венском дворе князя П. А. Голицына, но уже в октябре того же года ему велено было ехать в Берлин, где он также пробыл не долго. Отозванный в Россию, Бестужев исполнял некоторое время должность генерал-кригсцалмейстера, и был при армии в прутском походе. Принимал участие в заключении Прутского мира с Турцией (1711 год).

Убедившись, после таких опытов, в дипломатических и хозяйнических способностях БЕСТУЖЕВА, Петр Великий 30 июня 1712 года назначил его обер-гофмейстером и генерал-комиссаром вдовствующей герцогини курляндской АННЫ ИОАННОВНЫ, положение которой как политическое, так и материальное, было после кончины ее молодого супруга крайне затруднительно. Поэтому, создать для АННЫ ИОАННОВНЫ прочное положение в Курляндии и тем навсегда связать герцогство с Россией было миссией БЕСТУЖЕВА. Он энергично поддерживал сторонников самостоятельности Курляндии, противодействуя польским стремлениям, и в то же время старался утвердить за АННОЙ ИОАННОВНОЙ права и привилегии, принадлежавшие прежде ее супругу. Петр во всем поддерживал БЕСТУЖЕВА и по его жалобе, что курляндские ландраты не исполняют распоряжений герцогини, велел потребовать от них, чтобы они «во всем ее волю, яко государыни своей, исполняли», а, в случае упорства, ввести в Курляндию полк драгун. Таким образом, управление Курляндией, в значительной степени (при сохранении полного местного самоуправления), сосредоточивалось, в сущности, в руках БЕСТУЖЕВА.

В 1720 году Петр, однако, предписал ему ведать только управление имениями АННЫ ИОАННОВНЫ, не вступаясь во внутренние дела и сборы курляндского герцогства, о прочих же курляндских делах доносить рижскому генерал-губернатору Репнину, на которого и возложен общий надзор за Курляндией. Тем не менее, положение Бестужева при Митавском дворе оставалось властным не только потому, что все дела шли через его руки, но и по личной привязанности к. нему АННЫ ИОАННОВНЫ. Эта связь доставила ему много врагов. Они не раз обращались к Императрице Екатерине Алексеевне, но та разъясняла, что БЕСТУЖЕВ определен в Курляндию для «многих Его Царского Величества нужнейших дел», и что заменить его другим нельзя. Бестужев был важен, как надежный человек, парализовавший стремление семьи герцогини воспользоваться ею для того, чтобы играть политическую роль. Свою благосклонность АННА ИОАННОВНА доказывала также заботами о семье БЕСТУЖЕВА, хлопотала перед Императрицей Екатериной о его сыне, Михаиле, и о его дочери, княгине Волконской. Самому БЕСТУЖЕВУ она тщетно старалась выпросить у Петра чин тайного советника, ибо он «здеся служит, а чина никакова не имеет, что от здешних людей ему подозрительно». Чин этот Бестужев получил только от Императрицы Екатерины I

Весною 1727 года над головой Бестужева собралась гроза. Императору Петру II был подан анонимный донос, на польском языке, с жалобой на хищения БЕСТУЖЕВА, на самовластные поступки и распутный образ жизни. Доносу не дали сразу хода; но БЕСТУЖЕВА вызвали в Петербург. Заступничество АННЫ ИОАННОВНЫ выручило его, но временное отсутствие в Митаве лишило фавора герцогини. Место фаворита занял обер-камер-юнкер Эрнст Бирон. Сам возвышенный покровительством БЕСТУЖЕВА, увлекавшегося сестрой Бирона, он поспешил отделаться от покровителя-соперника. Борьба придворных партий, в которой приняла участие вся семья БЕСТУЖЕВЫХ-РЮМИНЫХ, погубила карьеру П. М. БЕСТУЖЕВА, как только он лишился покровительства АННЫ ИОАННОВНЫ.

Герцогиня с Бироном прибыла в Москву на коронацию Петра II, и кружок, душой которого была дочь БЕСТУЖЕВА, кн. Волконская, опасаясь, что в них найдет опору партия его врагов, подняла интригу, чтобы их дискредитировать и приблизиться ко двору. Тайная переписка кн. Волконской с отцом и другими лицами была перехвачена, и опала постигла всех. Был арестован и БЕСТУЖЕВ, бумаги его опечатаны, и на допрос его препроводили в Петербург под стражей. Курляндский двор усердно старался погубить его. АННА ИОАННОВНА писала Петру II о том, что БЕСТУЖЕВ разорил ее, расхитил ее казну, ввел ее в великие долги. В Петербурге была назначена комиссия, чтобы разобрать бумаги БЕСТУЖЕВА. Но дело затянулось, как ни торопила герцогиня АННА его решение. Судьба БЕСТУЖЕВА не была еще решена, когда в 1730 году, после смерти императора Петра II, власть временно перешла в руки Верховного Тайного Совета. Верховники, по-видимому, чтобы удалить неудобного человека, назначили БЕСТУЖЕВА губернатором в Нижний Новгород.

Однако едва он приехал в губернию и не успел ничего еще совершить, как ему пришло предписание только что воцарившейся АННЫ ИОАННОВНЫ сдать губернаторство и отправиться на жительство в свои дальние деревни.

По сведениям мемуаристов (К.Г.Манштейн) ссылке БЕСТУЖЕВА-РЮМИНА вновь способствовал Бирон. Осенью 1737 года «за верную службу сыновей» БЕСТУЖЕВ-РЮМИН получил таки разрешение императрицы жить свободно в Москве или в деревнях и пожалован в графы.