Автор проекта
alexander-falke@yandex.ru
Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.
Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.
АКПАРС (середина 16 века, д. Нуженалы, ныне Горномарийский район РМЭ).
Сотенный князь горных марийцев. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Русскому государству. Он был известен под именем Акказ, Кази – белый Кази (Гази). Имя АКПАРС он получает за героизм при взятии Казани.
Согласно историческим преданиям, в период московско-казанского противостояния 1540-50-х годов проявил себя как дальновидный политик и дипломат. В 1546 году возглавил посольство горных мари к Ивану IV с просьбой принять в подданство. Летом 1552 года во главе своего отряда участвовал в походе русских войск на Казань, в военной операции по взятию крепости (подкоп, штурм), в усмирении части луговых марийцев. Легенды рассказывают, что АКПАРС освободил от татар крепость на Сундырской горе Орол Кырык Салымхала. Войска Ивана Грозного не могли взять ее. По преданию он договорился о подвозе к крепости продовольствия, но в повозках вместо продуктов были воины Ивана Грозного. Они выскочили из повозок внутри города и крепость была взята.
Другая легенда повествует о взятии Казани. Долго бьются русские за Казань, но не могут взять. Тогда АКПАРС предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Играя на гуслях, он подходит к крепости и узнает расстояние до стены. Затем устраивает подкоп, куда вкатывают пороховые бочки и ставят на них свечи. Свечу поставили и у входа в подкоп. Она уже догорела, а взрыва нет. ИВАН ГРОЗНЫЙ обвиняет АКПАРСА в измене, собирается казнить, тот объясняет царю причину запоздания взрыва. Стена разрушена, Казань взята. «Акпарс получил царскую грамоту, в которой сказано было: марийцев не притеснять, боярам и воеводам их не отдавать, не прикреплять, а жить им вольно на своей земле и платить только определенный ясак за каждого марийца-охотника, пришедшего в возраст. Но грамота эта пропала».
Достойны упоминания некоторые факты, связанные с личностью АКПАРСА. В частности, сохранились легенды о том, что царь Иван IV три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах, а «за счастливый исход войны, начатый через возбуждение черемисских ходатаев», подарил Акпарсу золотую(серебряную?) чашу с изображением царя Соломона (по другим данным - орла) жеребца, дорогое седло и саблю. По некоторым данным чаша долго хранилась в Еласовской церкви.
Именем АКПАРСА назывались земельные владения (Акпарсова сотня), занимавшие в 16-18 веках значительную часть современного Горномарийского р-на на обоих берегах Волги (30 деревень, 923 двора, 3092 души мужского пола по состоянию на 1724 год). И.Я. Моляров, уроженец д. Сиухина, работавший учителем Кузнецовской школы, в 1873 г. писал: «Акпарс жил возле речки Болыная Юнга, в верстах четырех пониже села Чермышево или Еласов, в околодке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперед, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому он занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре, в огромный лес по Суре и Ветлуге».В последствии на земле АКПАРСА в 1583 году был основан г. Козьмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьем за десять верст от города».
Ему посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова "Марш Акпарса", драма С. Николаева "Акпарс", повесть К. Васина "С вами, русичи!", поэма Л". Беляева "Аргамак" и др. ), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова). Приписываемый ему марш поныне исполняется на гуслях (нотная запись А. Сидушкиной). Его имя носят в республике кинотеатры, предприятия общественного питания, детские организации, спортивные команды. Девиз Горномарийского района: "Восславим землю Акпарса!". В июле 2006 года принято постановление Правительства РМЭ "Об увековечении памяти сотного князя горных марийцев Акпарса".
На Картуковском повороте в Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура АКПАРСУ . Он изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой АКПАРС играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. ШИРНИНА и С.ЯНДУБАЕВА. Памятник превратился в визитную карточку района и уже появились свои традиции: к монументы приезжают за «напутствием» молодожены, водители останавливаются на Коркатовском повороте чтобы получить благословение князя на дорогу. На постаменте памятника расположен бронзовый барельеф с изображением сотенного князя АКПАРСА и русского царя ИВАНА ГРОЗНОГО, пожимающих друг другу руки. «Паломники» дотрагиваются до царских рук и просят удачи.
О нём: «Акпарсиана: Акпарс наукышты, литературышты, фолькюрышты, искуствышты». /Сост. Г. Н. Айплатов // У сем. 1998, №3; К. А.Четкарёв. «Марийское предание об Акпарсе». (Из истории покорения Казани Иваном Грозным) // Учёные записки МарНИИ. Йошкар-Ола, 1955, вып. 7.