Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ПОРФИРЬЕВ Иван Яковлевич

ПОРФИРЬЕВ Иван Яковлевич (23.04.1823 год, с. Отары Уржумский уезд Вятская губ. — 26.10.1890 год, г.Казань).

Деятель науки, ученый-богослов, профессор словесности Казанской Духовной Академии, филолог, историк литературы. Автор «Истории русской словесности».

Родился он в семье священника села Отары, Уржумского уезда Вятской губернии.

Образование получил в Вятской гимназии. (окончил с золотой медалью), Вятской Семинарии и Казанской Духовной Академии. Словесность была избранной им специальностью еще в Академии. Преподавателем ее был здесь при нем Семен Иванович Протопопов, в монашестве Серафим (скончался в 1891 году епископом самарским), и ПОРФИРЬЕВ был лучшим его студентом, а по окончании курса в 1848 году был им рекомендован на кафедру словесности, так как сам он, после своего пострижения в монашество, должен был перейти с нее на одну из богословских кафедр.

В первые годы своей службы новый бакалавр Академии разрабатывал свой науку на тех же теоретических основах и в том же эстетическом направлении, как и его предшественник. Со второй половины 1850-х годов И. Я. ПОРФИРЬЕВ стал постепенно восполнять свое прежнее теоретическое направление элементами нового, исторического направления, которое делалось тогда все более и более господствующим в русском общественном образовании, и проникло и в академическое образование.

Лекции ПОРФИРЬЕВА всегда отличались глубокой задушевностью, изящной простотой построения и необыкновенной ясностью и естественностью языка, оттого слушались с удовольствием и усваивались без всякого напряжения. Студенты любили работать с ним по его темам, потому что он и сам относился к их работам с полным вниманием. При старом монашеском режиме словесность считалась в Академиях слишком уже светской наукой и была немного в загоне. От одного из ректоров (архимандрита Иннокентия) в 1864 году ПОРФИРЬЕВ получил даже формальное замечание, «чтобы вместе с общей словесностью он преподавал и церковное красноречие, руководствуясь той мыслью, что в области духовного учения светская литература в ее бесплодных видах и произведениях должна почитаться дровами, сеном, тростием, духовная же письменность златом и сребром, камением честным, почему, вместо предложений для сочинений, назначал студентам преимущественно разборы словесных произведений святых отцов и учителей церкви». До 1859 года ПОРФИРЬЕВ не получал никаких повышений по службе, оставаясь бакалавром; потом, до 1864 г., служил в звании экстраординарного профессора; наконец, сделан был ординарным профессором. По недостаточности средств он должен был брать на себя разные посторонние должности для лишнего заработка: так, с 1855 по 1858 год ПОРФИРЬЕВ был библиотекарем Соловецкой библиотеки, в 1858—1862 гг. — библиотекарем главной академической библиотеки, в 1862 — 1869 гг. — преподавателем словесности в Институте благородных девиц. Исполнял обязанности помощника ректора, с 1855 года редактировал журнал академии «Православный собеседник». Такое невидное положение его кончилось в 1870 году с преобразованием Академии по новому уставу и с возвышением профессорских окладов. Тогда же он был избран на должность помощника ректора по одному из трех специальных отделений Академии, аналогичную с должностью университетских деканов, которую и нес до 1882 года.

В 1873 году ПОРФИРЬЕВ был возведен в степень доктора богословия за свое сочинение о древних апокрифах, — плод его долговременных занятий рукописями Соловецкой библиотеки, а Императорская Академия Наук избрала его в звание члена-корреспондента по Отделению Русского языка и словесности.

ПОРФИРЬЕВ - автор трудов по истории русской литературы. Один из деятельнейших участников научного описания библиотеки Соловецкого монастыря, которая была доставлена в 1855 году в Казанскую академию. Знакомясь с малоизвестными до тех пор старинными рукописями, ПОРФИРЬЕВ, назначенный хранителем Соловецкой библиотеки,  стал излагать в своих лекциях преимущественно результаты своих занятий древнерусской письменностью. Эти лекции послужили материалом для известного труда ПОРФИРЬЕВА: «История русской словесности», первая часть которой — «Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Великого» — вышла в 1870; 1-й отдел второй части – «От Петра Великого до Екатерины II» — в 1881; 2-й отдел той же части – «Литературы в царствование Екатерины II» — в 1884 (за эту часть книги ПОРФИРЬЕВ получил Макарьевскую премию 500 рублей); третья часть — «Литература в царствование Александра I» — в 1891. «История русской словесности» ПОРФИРЬЕВА являлась лучшим пособием для изучения древнерусской словесности; она выдержала несколько изданий и в сокращенном виде использовалась в средних учебных заведениях. Будучи одним из главных членов комиссии по описанию соловецких рукописей, Порфирьев издал, с довольно обширными предисловиями-исследованиями, вновь или по новым спискам, следующие памятники древнерусской письменности (в «Православном собеседнике» и его «Приложениях»): «Три послания Игнатия, митрополита Тобольского» (1855 год), «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого» (1855–1857 гг.); «Молитва на всю седмицу, святого Кирилла, епископа Туровского» (1857 год), «Сказание преподобного Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба» (1858 год), «Сочинения Максима Грека» (1859—1862 гг.), «Сказание о блаженном Петре царевиче Ордынском» (1859 год), «Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей» (1859 год), «Слово в похвалу преподобных Зосимы и Савватия Соловецких» (1859 год), «Житие преподобного Елеазара Анзерского» (1860 год), «Несколько поучений Фотия, митрополита Киевского» (1860–1861 гг.), «Послание Филофея, старца Псковского Елеазарова монастыря, к дьяку Мисюрю Мунехину» (1861 год). Сюда же относятся: «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» («Сборник II отделения Академии наук». Т. XVII. 1877 год, и отд.) и «Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях» (там же. 1890 год, и отд.). Из других трудов ПОРФИРЬЕВА следует отметить: «Употребление книги Псалтирь в древнем быту народа» («Православный собеседник». 1857 год. IV), «О чтении книги в древние времена России» (там же. 1858 год. II), «О почитании среды и пятницы в древнерусском народе» (там же. 1859 год. I), «Об источниках сведений по разным наукам в древние времена России» (там же. 1860 год. I), «Аллегорические изображения времен года» (там же), «“Домострой” Сильвестра» (там же. 1869 год), «Об успехах церковной проповеди в народе» (там же. 1862 год), «Апокрифические сочинения в древней письменности» (там же. 1869 год. II), «Народные стихи и легенды» (там же. 1869 год. III), «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (Казань, 1873 год; докторская диссертация), «О соловецкой библиотеке, находящейся в Казанской духовной академии» («Труды IV Археологического съезда». Т. II. 1878 год), «Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге» («Отчет о присуждении наград графа Уварова». 1890 год).

В Казанской Академии ПОРФИРЬЕВ был старейшим профессором, почти ровесником самой Академии, лучшим представителем ее духа и носителем ее исторических преданий и пользовался большим в ней уважением, хотя по своей скромности никогда не старался выдвигаться на первый план даже в ученых ее предприятиях и работах, постоянно держась в числе рядовых работников. Так, в 1871 году он отклонил от себя участие в редакции академического журнала; в 1875 году отказался от председательства в комиссии предпринятого тогда описания рукописей Соловецкой библиотеки. Работал он неослабно до самого конца своей жизни, несмотря на свое слабое здоровье. Последняя лекция его была всего за две недели до кончины, а своей "Историей словесности" он занимался до самой смерти, последовавшей 26-го октября 1890 года. В последнее время он имел чин действительного статского советника (с 1880 года).

ПОРФИРЬЕВ похоронен на Арском кладбище г.Казани. Могила находится на семейном некрополе между главной и I пешеходной аллеями. Могила инвентаризовалась в 1997 году.