Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

МАГНИЦКИЙ Василий Константинович

МАГНИЦКИЙ Василий Константинович (3.03.1839 год, с.Ядрино Ядринский уезд Казанская губ. / ныне Ядринский район Чувашская Республика - 4.03.1901 год, с.Шуматово Ядринский уезд Казанская губ. / ныне с.Советское Ядринский район Чувашская Республика).

Деятель правоохранительных органов, науки и образования, один из видных этнографов, фольклористов и деятелей народного просвещения Среднего Поволжья XIX века, юрист по профессии, судебный следователь 2-го следственного участка Чебоксарского уезда Казанской губернии. Сын К.Е. МАГНИЦКОГО. Всю жизнь посвятил работе среди нерусских народностей Поволжья.

Родился в семье потомственного священника Константина Георгиевича МАГНИЦКОГО, с детства свободно владел чувашским языком. Учился в Чебоксарском духовном училище, в 1854–1857 гг. – в Казанской духовной семинарии. Окончил юридический факультет Казанского Императорского университета (1862 год).

Год прослужил в Казанской палате уголовного и гражданского суда. В 1863–1877 гг. – судебный следователь 2-го следственного участка Чебоксарского уезда, проживал в с.Беловолжское (ныне входит в черту г.Козловка). В 1877–1894 гг.работал инспектором народных училищ в уездах Казанской и Вятской губерний: в 1877-1880 годах работал инспектором народных училищ Уржумского уезда Вятской губернии,в 1880-1891 гг. занимал ту же должность в Казанской губернии. Способствовал развитию народного образования в чувашских и марийских деревнях. Исследователь истории культуры чувашского народа. В 1891-1893 гг. служил в Елабуге. Выйдя в отставку в чине статского советника, поселился в с.Шуматово Ядринского уезда Казанской губернии.

Факты правонарушений он рассматривал в родной Шуматовской общине (41 поселение) на сходе и назвал его «чувашским судом».

Наряду с выполнением служебных обязанностей, МАГНИЦКИЙ вел активную научную и собирательскую деятельность, продолжил ее и в отставке. Записывал фольклор русских крестьян с.Беловолжское и ближних селений, издал в 1877 году систематизированный сборник песен, содержащий 211 текстов. Сбор и публикацию произведений русского фольклора продолжил и в дальнейшем. Изучал культуру и быт чувашей и местного русского населения. Имел широкий круг корреспондентов – учителей, священников, грамотных крестьян. Служебная практика сказывалась на исследовательских интересах МАГНИЦКОГО: он написал ряд работ об обычном праве, функционировании общины, взаимоотношении официальных и традиционных институтов, регулировании общественной, обрядово-культовой жизни, брачно-семейных нормах чувашей; часть этих работ не опубликована. Объективно охарактеризовал религиозное состояние состояние местного населения, собрал и опубликовал материалы о дохристианской религии, предпринял попытку реконструирования системы традиционных обрядов и представлений. Особое внимание уделил культам Киремет и Йĕрĕх. К рассмотрению религии МАГНИЦКИЙ подходил в сравнительно-историческом аспекте. Подробно осветил занятия, материальную культуру чувашей; его описания жилищ, усадьбы, хозяйственных построек являются наиболее полными и обстоятельными среди публикаций XIX в. Василий Константинович отразил различия этнографических групп чувашей в одежде и украшениях, способах их ношения, уделил внимание повседневной и обрядовой пище, этикету застолья. Выявил и опубликовал ряд архивных источников.

По архивным материалам составил именник, включающий более 10 тысяч чувашских языческих мужских имен.

Собирал предметы для музейных коллекций, особенно археологических и сдавал туда всевозможные случайные находки. Наиболее полно и подробно из дореволюционных исследователей описал археологические памятники территории современной Чувашии. За полный учет и описание археологических памятников Ядринского уезда МАГНИЦКИЙ был удостоен похвальной грамоты (отзыва) на Казанской научно-промышленной выставке 1890 года.

Вообще, археологией, как и многими другими областями гуманитарных знаний, МАГНИЦКИЙ начал интересоваться в начале 1860-х годов. Во время разъездов по служебным и личным делам он обращает внимание на курганы, городища, старые кладбища, надгробные камни с письменами. Приехав летом 1873 года к отцу в село Шуматово, Василий Константинович узнает, что Шуматовское волостное правление должно сообщить в Казанский губернский статистический комитет сведение о городищах, курганах и других памятниках на территории волости. В связи с отсутствием у волостного правления таких сведений, МАГНИЦКИЙ сам проводит эту работу. Большой объем информации об археологических памятниках содержится в незавершенной работе В. К. МАГНИЦКОГО «Опыт историко-географического словаря Казанской губернии». Работая в Вятском крае, МАГНИЦКИЙ также интересовался местной археологией, написал несколько работ о древностях Вятки. Но В. К. МАГНИЦКИЙ не проводил раскопок, но был знаком с достижениями полевой археологии России того времени. Он был противником самовольных и неправильных (кладоискательских) с научной точки зрения работ.

Состоял членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском университете, сотрудничал с Русским Географическим обществом. Автор более 230 публикаций (книг, статей, заметок). При его поддержке началась общественно-литературная деятельность чувашского поэта М. Ф. ФЕДОРОВА. Именем МАГНИЦКОГО названа улица в Чебоксарах.

Очень жаль, не прошло и нескольких лет, как вся усадьба МАГНИЦКОГО была осквернена, сад, названный его именем, пришел в полное запустение. Сохранилась часовня МАГНИЦКОГО.

Сочинения: Песни крестьян села Беловолжского Чебоксарского уезда Казанской губернии». (1877 год), «Материалы к объяснению старой чувашской веры» (1881 год), «Особенности русского говора в Уржумском уезде, Вятской губернии» (1884 год), «Поверья и обряды (запуки) в Уржумском уезде Вятской губернии» (1883 год), «Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде» (1888 год), Чувашские языческие имена // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Вып. 2. Казань, (1919). Т.30.

О нем: Поздеев В. Поборник правды и истины // Кировская правда 1989. 26 апреля.