Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

БОБРОВНИКОВ Николай Алексеевич

БОБРОВНИКОВ Николай Алексеевич (1854 год, г.Казань — 2.02.1921 год, г.Казань).

Деятель народного образования, ученый-педагог, миссионер, сын А. А. Бобровникова. Видный последователь Н. И. ИЛЬМИНСКОГО, которым был усыновлен. Внес много нового в разработку дидактики и методики преподавания русского языка в национальной школе.

Окончил физико-математический факультет Казанского Императорского университета. 31 мая 1877 года поступил на военную службу, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов на Дунайском фронте. 29 июня 1878 года по болезни уволен в отставку.

Преподавал математику и физику в Казанской учительской семинарии, директором которой являлся ИЛЬМИНСКИЙ. По представлении диссертации 13 октября 1879 года удостоен степени кандидата физико-математических наук. Одновременно со службой в учительской семинарии преподавал математику в Родионовском институте благородных девиц (с 1881 года). Летом 1880 и 1881 гг. побывал с научными целями во Франции, Германии и Англии для ознакомления с начальным образованием. Для изучения систем народного образования БОБРОВНИКОВ в разные годы посетил также Австрию, Италию, Грецию, Турцию, Египет. С 5 декабря 1891 года он в связи с болезнью ИЛЬМИНСКОГО исполнял обязанности директора Казанской учительской семинарии.

После кончины ИЛЬМИНСКОГО был утвержден в этой должности (7 марта 1892); 14 апреля 1892 года назначен в Казанский губернский училищный совет членом от Министерства народного просвещения. В качестве преемника ИЛЬМИНСКОГО оказал большое влияние на развитие инородческого просвещения в России: разрабатывал и вводил новые программы обучения, заботился о материальном благополучии учащихся. Однако БОБРОВНИКОВ, хорошо зная греческий, латинский, французский языки, не владел языками народов Поволжья.

Во многих сочинениях БОБРОВНИКОВа, в частности в работе «Школьная сеть Казанской губернии», проводится мысль о необходимости преподавания в инородческих школах на национальных языках. В начале 1905 года была опубликована ст. Б. «Нужны ли так называемые противомусульманские и противоязыческие епархиальные миссионеры в губерниях Европейской России?».

Критикуя «казенное миссионерство», БОБРОВНИКОВ писал о том, что деятельность противомусульманских и противоязыческих миссионеров, зачастую не знающих ни языка, ни культуры инородцев, бывает безрезультатной. Выходом из положения должно быть, по мнению автора, создание православного духовенства из представителей коренного населения.

В 1906-1908 гг. БОБРОВНИКОВ являлся попечителем Оренбургского учебного округа, в 1909-1917 гг.- членом Совета министра народного просвещения, в последующие годы работал в Казанском университете. Осенью 1912 года он посетил несколько училищ, мектебе и медресе в Туркестане и по результатам поездки опубликовал книгу «Русско-туземные училища, мектебы и медресы Средней Азии» (СПб., 1913). Ученый приветствовал Февральскую революцию 1917 года, считал, что инородцы должны получить политическую и экономическую свободу. В брошюре «Путешествие Карла Маркса на остров Утопию» (Казань, 1918 год) критиковал экономическую теорию основоположника марксизма.

В 1918-1921 гг. БОБРОВНИКОВ являлся профессором Северо-Восточного археологического и этнографического института в Казани, предпринимал усилия по возрождению востоковедения. По его инициативе при Казанском обществе археологии, истории и этнографии была создана Востоковедная комиссия, целью которой было восстановление в Казанском университете восточного факультетата, 12 марта 1919 года был избран ее председателем.

Основные труды: «Что такое хороший урок» (Казань, 1898 год), «Методика начального преподавания арифметики п сборник Упражнений в умственном счете» (Казань, 1898 год). «Внеклассное чтение в сельской школе» (Казань, 1900 год) и др.

Похоронен на Арском кладбище в Казани.

О нём: Чичерина С.В. У приволжских инородцев: Путевые заметки. СПб., 1905 год; Анализ педагогического учения Бобровникова // Хабников Я.И. Русские педагоги Татарии и их роль в развитии просвещения и педагогической мысли татарского народа: (Из истории русско-татарских педагогических связей). Казань, 1968 год. С. 97-133; Яковлев И. Я. Моя жизнь. М., 1997 год; Исхакова Р.Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX - нач. XX в. Казань, 2001 год.