Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ГАКСТГАУЗЕН Август

ГАКСТГАУЗЕН (HAXTHAUSEN) Август (Аugust) (3.2.1792 год, г. Бёкендорф Вестфалия/ныне Германия – 31.12.1866 год, г. Ганновер Пруссия/ныне Германия).
Деятель науки, экономист – исследователь земельных отношений, писатель, путешественник, этнограф, барон. Его труды об особенностях русского агрономического строя и крестьянской общины оказали влияние на русскую общественную мысль середины 19 века.
ГАКСТГАУЗЕН изучал в Геттингене юридические науки. Вместе с братьями Гримм одно время издавал журнал «W?nschelruthe» и, кроме того, занимался собиранием народных песен, пословиц и легенд. В 1819 году занялся изучением аграрных отношений в Германии. В 1842 году в одном из своих исследований отметил некоторые особенности аграрных отношений той части Пруссии, где жили в древности славяне. В том же году он напечатал в берлинской газете «Staatszeitung» статью об Указе 1842 года императора Николая I (об обязанных крестьянах), обратившую на себя внимание русского посланника в Берлине, который доложил о ней министру государственных имуществ гр. П.Д. Киселеву и выразил мнение, что путешествие ГАКСТГАУЗЕНа по России могло бы оказать большую пользу делу изучения аграрных отношений России и Пруссии. Император Николай I повелел выдать ГАКСТГАУЗЕНу для этой цели пособие в размере 1500 рублей и весной 1843 года последний приехал в Петербург. Для облегчения его задачи ему были выданы рукописные и печатные материалы Министерства государственных имуществ, члену ученого комитета названного министерства А.П. Заблоцкому-Десятовскому было предложено сделать для ГАКСТГАУЗЕНа доклад о положении помещичьих крестьян до Указа 1842 года, а чиновнику Адеркасу поручено сопровождать ученого, «отстраняя незаметным образом все то, что могло бы сему иностранцу подать повод к неправильным и неуместным заключениям, которые легко могут произойти от незнания им обычаев и народного быта нашего отечества». В апреле 1843 года ГАКСТГАУЗЕН выехал из Петербурга и, пробыв 6 месяцев в путешествии по центральной России, Украине, Поволжью, Кавказу, вернулся в начале 1844 года в Германию.
Результатом этого путешествия явился трехтомный труд о жизни и земельных отношениях в России «Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России» («Studien uber die inneren Zustande, das Volksleben und insbesondere die landiichen Einrichtungen Russlands», Bd I—3, Hannover — B., 1847—1852).
В нем ГАКСТГАУЗЕН дал характеристику быта и нравов поместного дворянства, провинциальной администрации, народных обычаев, хозяйственных отношений; он детально описал крестьянский быт, основные формы русского общинного землевладения и дал анализ социально-экономического значения общины. Считал русскую общину расширенной патриархальной семьей. Не отрицая некоторых невыгодных последствий этой формы землевладения для развития сельского хозяйства, ГАКСТГАУЗЕН являлся решительным сторонником ее, видя в общине единственное средство предохранения России от роста пролетариата. Признавая «необходимость крупных поместий для культурных усовершенствований, а, следовательно, и благосостояния народа» и утверждая, что сельское хозяйство России не может правильно развиваться при вольнонаемном труде, он с этой точки зрения высказывается не за полное уничтожение крепостного права, а лишь за ограничение его путем таких юридических отношений между крестьянами и помещиками, которые бы привязывали первых к земле в силу их собственных интересов. При существовании таких юридических норм, по мнению ГАКСТГАУЗЕНа, крепостное право со временем уничтожится само собой, не принеся своим уничтожением вреда сельскому хозяйству. С этой же точки зрения он отрицал смысл освобождения крестьян без земли, видя в этой мере «превращение крестьян в бродяг».
Исследования ГАКСТГАУЗЕНа вызвали большое одобрение со стороны славянофилов, а впоследствии и народников. Одновременно с резкой и несправедливой критикой его взглядов выступили нигилисты – Чернышевский, Герцен и др.
На основе анализа научной литературы (А.А. ФУКС, И.Г. ГЕОРГИ и др.), личных наблюдений и рассказов местных чиновников ГАКСТГАУЗЕН дал подробную этнографическую характеристику поволжских народов, в том числе марийского. Он также осветил события восстания марийских и чувашских крестьян в 1842 году, известного в истории как Акрамовское.