Автор проекта
alexander-falke@yandex.ru
Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.
Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.
БАРАКОВ Михаил
Дворянин, командир карательного отряда , громившего восставших крестьян на Горной стороне период Крестьянской войны под руководством С.Т. Разина.
Для подавления восстания крестьян на территории мари и чувашей правительство выслало из Казани два крупных карательных отряда, один из которых под командованием Михаила БАРАКОВА.
11 октября 1670 года, через десять дней после взятия восставшими г. Козьмодемьянска, из Казани по левому берегу Волги вышел его отряд с маршрутом - «вверх Волгою рекою по луговой стороне до Чебоксар, и до Кузьмодемьянска, и до Царево-Санчюрска, или где объявятца воровские люди русские и иноземцы... и над теми воровскими людьми промысл чинить, а луговой стороны чювашу и черемису великого государя милостию обнадеживать, чтоб они великому государю служили безо всякие шатости и к ворам не приставали». Из данной инструкции видно, что правительство, считая луговую сторону менее задетой восстанием, чем горная, планировало ликвидировать крестьянское движение в этом районе одним объявлением царской «милости», оно рассчитывало внести раскол в ряды восставших мари и чувашей луговой и горной сторон.
Однако эти расчеты и надежды на скорое и легкое усмирение луговых марийцев и чувашей не оправдались.Отряд казанского служилого человека Михаила БАРАКОВА, состоявший из дворян, детей боярских и иноземцев разных чинов, двигался крайне медленно. Местное население оказывало ему активное сопротивление, которое с приближением карателей к Козьмодемьянску все болееи более становилось ожесточенным.
24 октября, через две недели после своего выхода из Казани, БАРАКОВ прибыл в Козьмодемьянский уезд и в тот же день на речке Ерыксе произошел бой. На обоих берегах этой речки «были засечены засеки», в которых укрывались русские, марийские и чувашские повстанцы. Восставшие внезапно обрушились на ратных людей. В разыгравшемся бою обе стороны понесли большие людские потери.Рассеяв восставших, он двинулся к Козьмодемьянску.
Город принимал все меры к тому, чтобы приостановить продвижение карателей вперед. С этой целью восставшие выслали из города на помощь местным жителям специально сформированные и вооруженные отряды,— так называемые «кузьмодемьянские высылки». У ратных людей отряда БАРАКОВА состоялся ожесточенный бой «з кузьмодемьянскою высылкою с воровскими русскими людьми и с чювашею и черемисою» под д. Кушергою, расположенной в 20 км от г. Козьмодемьянска. По указанию Ивана ШУСТА, одного из руководителей восставших, из Козьмодемьянска на луговую сторону против ратных людей БАРАКОВА на помощь местному населению было послано 60 человек с «затинными» пушками и 30 мушкетами под командой Ивана Шмонина. В самой деревне Кушерге собралось более 400 марийцев, для которых помощь, присланная из Козьмодемьянска, была очень существенной.
Схватка под д. Кушергой была исключительно жаркой. Восставшие сражались мужественно, но были разгромлены. На поле сражения многие безымянные участники восстания сложили свои головы. «На тех боях воровских многих людей побили и языков поимали»,— писал впоследствии сам М. БАРАКОВ. Он захватил много оружия и пленных, в числе которых были сподвижники Ивана Шуста посадский человек Иван Шмонин, стрелец Никита Лосинов, марийцы Топейко Ивашкин, Ювашко Ондрюшкин, Ахтушко Тоныев. Последние были отправлены в Казань для расследования, показания которых могли дать важные сведения для определения положения в Козьмодемьянске и других занятых повстанцами городах, «а иных многих языков в их же воровских деревнях перевешали».
Но повстанцы не пали духом — они собирали новые силы для отпора карателям. Через два дня, 28 октября 1670 года, после Кушергинского сражения отряд БАРАКОВА в 2 км от Козьмодемьянска встретился на речке Рутке с новой «кузьмодемьянской высылкой», возглавляемой донскими казаками, которые, по словам БАРАКОВА, «присланы были от вора Стеньки Разина». Если в бою под деревней Кушергой в основном участвовало население левобережья Волги, то в Руткинском сражении среди восставших было много русских крестьян, также марийцев, как луговой, так и горной части Марийского края.
Михаил БАРАКОВ писал в своем донесении: «Октября де в 28 день сшелся он с кузьмодемьянскою высылкою, з донскими казаки, которые присланы были от вора Стеньки Разина, и воровскими русскими людьми и с черемисою горною и луговую на речке Рудке, до Кузьмодемьянска версты за 2. И с теми воровскими людьми у него был бой, и на том де бою тех донских казаков и кузьмодемьянских русских людей и черемису многих побили и языков поймали и гнали до Волги реки. И те воры многие в струги, а иные в Волгу реку пометались, и на Волге реке все и в стругах перетонули, а иных на берегу побили; а ушли де с того бою в лес воровские малые люди».Большая организованность, военный опыт и лучшее вооружение были на стороне карателей, что и определило исход сражения. Повстанцы, понеся большие потери, вынуждены были отступить. Но карательной экспедицией М.БАРАКОВА, ослабленной в многочисленных боях с восставшими крестьянами и казаками, город Козьмодемьянск не был взят. Его отряд был просто не в состоянии переправиться на правый берег и подавить восстание. Это было сделано отрядом, возглавляемым князем, стольником и полковым воеводой Даниилом БАРЯТИНСКИМ.