Автор проекта

Александр Соколов

alexander-falke@yandex.ru

Выпускник Марийского государственного университета. Историк, археолог, этнолог, журналист.

Старший научный сотрудник Центра археолого-этнографических исследований МарГУ.

«Блажен, кто память предков чтит»

(Гёте)

ПЧЕЛИН Иван Андреевич

 

ПЧЕЛИН Иван Андреевич (1723 год, г.Царевококшайск – 4.05.1792 год, г.Царевококшайск).

Представитель сферы бизнеса, промышленник, крупнейший царевококшайский купец второй половины XVIII века. Его основные производства: до 1755 года винокуренное (в Ошлинской и Кокшамучашской волостях), с 1760-х гг. лесопромышленное (пильни на реках М. Кокшага, М. Кундыш, Шап); в 1780 1790-х гг. кожевенное. В торговле наибольшие объемы давал хмель, который он поставлял на Ирбитскую ярмарку. Общественный деятель, бургомистр города Царевококшайска. Меценат. Отец Ефрема и Силы Ивановичей ПЧЕЛИНЫХ.

Одним из самых знаменитых купцов ПЧЕЛИНЫХ стал Иван Андреевич, живший в 40 — 90 годах XVIII века. Он сумел приумножить семейное богатство, соединив торговую, ростовщическую и промышленную деятельность, удачно совмещая ее с занятием должности бургомистра. Нещадно эксплуатируя окрестных русских и марийских крестьян, он накопил значительный капитал, достаточный, чтобы записаться в купцы первой гильдии.

Народная молва приписывала ему несметные богатства, «заработанные» нечестным путем. По словам известного марийского краеведа Кима Васина, «...Иван Пчелин не гнушался скупать краденое, а порой и сам занимался открытым разбоем. За городом, за рекой Студенкой, у него имелся в потайном месте дом, в котором было пристанище для разбойников, грабивших торговые караваны на дороге из Казани в Вятку. Пчелин покрывал разбойников, а они делили с ним добычу». Кто-то поговаривал о том, что «Ванька Пчелин является колдуном и чернокнижником, имеет связь с самим чертом, а из дома его идет множество подземных ходов, во-первых, в подвалы, лежащие под домом, где в бочках хранится золото. Во-вторых, под колокольню соседней Вознесенской церкви. А в-третьих, на мельницу под дном реки Кокшаги...»

Кроме вышеназванных традиционных занятий, он активно занялся разведением «хмелевых садов» и вывозом товарного хмеля в Москву и другие города страны, в особенности на Ирбитскую ярмарку. Для этого И. А. ПЧЕЛИН арендовал под хмельники казенные сенокосные и пахотные оброчные участки, а также земли различных категорий крестьян и посадских людей. Достаточно сказать, что в 1751 году он взял у казны сенокосы в двух местах. В том же году купил «во владение» за 50 рублей в урочищах реки Семеновки «пустой винокуренный завод», мельницу, пашню в 3 местах на 9 десятинах, сенокосных угодий на 100 копен. В апреле 1764 года он же арендовал секуляризованные пашни и сенокосы Мироносицкой пустыни. В 1786 году он взял в аренду земли марийцев Малой и Большой Ошлинской, Подгородной, Малой Мананской волостей, казенные оброчные и посадские земли (на 4 года). За арендованные в 14 местах пахотные участки купец ежегодно уплачивал оброк в размере 5 рублей 40 копеек, а за сенокосы в 15 местах — 8 рублей 24 копейки. Значительная часть ежегодно арендованных земель «заметалась» в хмельники. Часть отводилась под пашню и сенокосы. Во всех видах земледельческих работ эксплуатировался труд дворовых, наемных работников из числа русских и марийских крестьян и крепостных людей помещика Андрея КЛИШКОВА (за него вышла замуж сестра И. А.ПЧЕЛИНА — Мария) из пригородной деревни Подборная, находившихся в полной зависимости от купца.

Заметное место в его хозяйственной деятельности занимало винокурение, заложенное отцом. К 1730-м годам Иван Андреевич ПЧЕЛИН остался владельцем единственного в уезде винокуренного завода и поставлял на кружечный двор ежегодно по 300—400 ведер вина. От винного подряда только в 1732—1737 годах он получил почти 550 рублей за 1075 ведер. Деньги были использованы затем для постройки кожевенного завода, занятий лесопромышленной деятельностью, организации торгового дела за пределами Марийского края.

Усилившийся спрос на тес и пиломатериалы, издание серии указов способствовали тому, что уже в 1766 году И.А.ПЧЕЛИНЫМ на реке Малая Кокшага была построена одна из первых вододействующих лесопильных мануфактур в крае. В конце XVIII века у Ивана Андреевича имелось 8 лесопилен, на которых ежегодно выпиливалось до 17400 досок и 10020 тесниц. Продукция отправлялась в ближайшие низовые города. Купец вкладывал капитал не только в переработку зерна и лесопиление, но и в производство по первичной обработке кож домашних животных. И. А. ПЧЕЛИН построил в Царевококшайске кожевенный завод. Сырье закупалось у уездных крестьян. Имелось немало и собственных «скотских усадеб». Изготовленная продукция направлялась в города страны и за границу. В частности, в1764 году к балтийскому Петербургскому порту для продажи иноземным купцам он вывез «красной юфти» на сумму 2 тыс. руб. В 70 — 80 годы XVIII века этот товар отправляли также в Оренбург и Петропавловскую таможню для вывоза в азиатские страны. За несколько десятилетий И. А. ПЧЕЛИНУ удалось накопить значительный капитал, позволивший ему записаться в купцы первой гильдии. В 1787 году был единственным в Царевококшайске купцом с капиталом 10500 рублей. Часть средств Иван ПЧЕЛИН вложил в кирпичное производство. Имел в городе два кирпичных сарая. На средства купца в 50 — 60 годы XVIII века были построены каменная Вознесенская церковь (1756 год), два собственных кирпичных дома и каменная Спасская церковь (1765 год) в селе Цибикнур Царевококшайского уезда.

Большую известность и популярность в широкой округе при нем приобрел «Ванькин праздник». Даже через полтора века в Царевококшайске ходили легенды о «Ванькином празднике», когда в день Вознесения он выставлял на площадь бочки с вином для гуляющего народа.

При представителях четвертого поколения ПЧЕЛИНЫХ - Ефреме и Силе - слава семьи по инерции продолжалась. По завещанию 1792 года почти все пчелинское наследство досталось старшему сыну Ефрему, выполнявшему до этого должность приказчика при отце. А в начале XIX века мужская линия этой знаменитой купеческой фамилии оборвалась.

В Йошкар-Оле на улице Карла Маркса доныне сохранился дом, построенный купцом 1-й гильдии Иваном Андреевичем ПЧЕЛИНЫМ. Очень необычен своим архитектурным решением. Об этом много написано в краеведческой литературе.

По мнению историков и краеведов, дом этот - двухэтажный особняк за Вознесенской церковью - является самой древней каменной постройкой нашего города. Возведенный еще в начале XVIII века, он привлекает внимание простотой и строгостью форм. В стенах нижнего этажа имеются невысокие ниши, идущие в глубину стен приблизительно до половины их толщины. Сверху они заканчиваются полукруглым сводом. Существует предположение, что эти ниши - не что иное, как заделанные двери в подполье или в подземные ходы.

Про эти ходы, а также про сам дом по городу ходили слухи, один невероятнее другого. Говорят, что к этому дому ведут как минимум пять подземных ходов, расходящихся от него в разные стороны. Назначение ходов подчас самое экзотическое. Будто бы свои богатства ПЧЕЛИН хранил в комнатах-тайниках, хитроумно устроенных за счет перепада высот сводов над разными помещениями. Не обошлось, конечно, без рассказов и о всякого рода привидениях.

Шло время, менялись поколения, а загадочности у дома ПЧЕЛИНА лишь прибавлялось. Воспоминания и рассказы обывателей наводили в городе переполох: «...Разным лицам показывалась в этом доме черемиска в белой одежде с веревкой на шее, которая сидела здесь под арестом по приговору блаженной памяти земского суда и почему-то удавилась. Иные видели катающийся по комнатам золотой шар и слышали, как будто в темноте в пустых комнатах кололи сахар, слышали щелканье по счетам в пустом помещении или резкий визг вроде кошачьего в самую пасхальную заутреню...» Когда-то горожане боялись проходить ночью мимо этого страшного дома, а по возможности старались обойти его стороной (об этом писал в начале XX века этнограф В. А. МОШКОВ).

Насколько верна хотя бы часть преданий, сейчас, за давностью лет, проверить вряд ли возможно. Но то, что дом свой ПЧЕЛИН построил и с размахом, и с амбициями, нельзя не заметить. Внутри здания были устроены три лестницы, которые, по сути, дублировали друг друга. Одна из них предназначалась для слуг, другая - для посетителей и третья - для хозяина и членов его семьи.

Пространство, занятое лестницами, «съедало» значительную часть внутреннего объема хором. То, что было важным для ПЧЕЛИНА, последующим владельцам представлялось не более чем прихотью купца. В XIX веке, когда дом был выкуплен казной для размещения в нем городского училища, использовалась только одна лестница, а связанные с остальными лестницами проходные помещения были переориентированы на другие цели. Кстати, сотрудниками этого училища предпринимались небезуспешные попытки поиска подземных ходов...

Вообще, дом часто менял хозяев. В конце XVIII века там располагались уездный суд и казначейство; в XIX - начале XX веков - городское училище (открыто в 1825 году). В 1921 году здание занимал Ревком МАО, затем Облисполком и обком РКП(б). В 1923 году - совпартшкола; в 30-х - музыкально-театральный техникум; некоторое время индустриальный техникум. В 1941 году там разместили эвакуированный с Украины завод «ХIII лет Октября», ставший впоследствии заводом торгового машиностроения. После войны здание долго ремонтировалось, затем в нем разместилась агрохимлаборатория Минсельхоза. Сейчас здание принадлежит Марийской епархии Русской Православной Церкви. А рабочий кабинет ПЧЕЛИНА стал кабинетом владыки - архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского ИОАННА.

Кстати, здесь же начиналась и история Национального музея им.Евсеева. Во дворе дома  ПЧЕЛИНА находилось небольшое одноэтажное здание из красного кирпича. В 1920 году здесь открылось общество охраны природы и Марийский центральный музей (образован 4 апреля 1920 года решением уездного отдела народного образования). 17 октября 1921 года преобразован в областной краеведческий, но вскоре же был закрыт из-за отсутствия средств. Открылся только в 1924 году при кабинете этнографии педтехникума. Дальнейшая его история всем известна.